Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.

века, - край был весьма плохо обеспечен штатными священниками.5Предста­ вители духовенства составляли к 1913 г. лишь 1,73 % от всего населения Коль­ ского Севера. Для удовлетворения религиозных нужд явно было недостаточ­ но имевшихся в начале XX века причтов. В первую очередь такое положение дел было связано с относительно низким жалованьем священников, не покры­ вавшим расходов на переезд, обустройство на новом месте, неразвитостью инфраструктуры края, суровостью климата, которые отпугивали многих свя­ щенников от Кольской земли. Не случайно поэтому, что в крае оказывалось достаточно немного хорошо образованных и просвещенных священников, хотя сказать, что их не было вообще, мы тоже не можем. Среди священников, окончивших на отлично курс семинарии, можно назвать протоиерея Павла Ивановича Воронова, первого штатного настоятеля Никольской церкви г. Мурманска: протоиерея, благочинного Назария Александровича Синцова. Из числа семинаристов-хорошистов прибыло в край немало талантливых свя- щенников-просветителей. преданных своему делу и вере: протоиереи, благо­ чинные Алексей Владимирович Шилов и Василий Петрович Мартынов, про­ тоиерей Константин Прокопьевич Щеколдин, священник Василий Дмитриевич Перовский и др. Хотя, конечно, встречались и такие священники, которые не могли одолеть курса даже в духовном псаломническом училище4. В статистических отчетах о состоянии Мурмана мы часто встречаем ин­ формацию о том. что жители отдаленных колоний и становищ подолгу пре­ бывают вне пастырского внимания. Бездорожье и суровые условия края не позволяли порой священникам оказывать духовную поддержку и помощь своим прихожанам, что составляло одну из серьезных проблем для укрепле­ ния православия на Кольском Севере в начале двадцатого столетия. Напри­ мер. к колонистам Печенгского сельского общества по р. Титовке лишь раз в год, весной, приезжал священник из Печенгской церкви, к которой они были приписаны. В остальное же время мертвых хоронили без священника, а детей крестили пожилые прихожанки. Но. как отмечали чиновники, «...обрядную сторону население соблюдает: в праздники молятся дома и теплят лампады перед иконами. На Крещение и в престол Трифона (1 февраля) ездят в Печен- гский монастырь, а ведь в один конец требуется от 8 до 12 ч. езды на оленях».5 Такое же положение сложилось и в других местах: в колонии Цып-Наволок. Вайда-губе, Харловке, Восточной Лице, Шельпино, Рынде (до открытия там в 1906 г. самостоятельного прихода) и других.'’ Частично проблема нехватки причтов решалась в конце XIX - начале XX веков командированием священников в становища на Мурманский берег к рыбопромышленникам для требоисправлений на весь промысловый период. Среди священнослужителей, отправляемых на побережье. Можно назвать протоиереев Алексея Шилова (г. Кола) и Назария Синцова (Чапомский при­ ход), о.Александра Голубкова (Кильдинский приход), о.Иоанна Костылева (Нотозерский приход), о.Лавра Сперанского (Териберский приход) и дру­ гих.7 Однако такие меры помогали поддерживать приходскую жизнь, но не сни­ мали проблемы нехватки священно- и церковнослужителей. Необходимо было 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz