Бардилева, Ю. П. Православие в финском обществе / Ю. П. Бардилева // Вестн. "Баренц-центра" МГПИ. - 2002. - № 3. - С. 90-100.

ние деятельности монастыря под защитой законов Финляндии. Однако уже 30 декабря 1921 года Государственный совет Финляндии принял решение о передаче монастырской собственности финскому государ­ ству. По мнению губернатора И. Хелениуса, это было вполне право­ мерным, так как ранее эта собственность принадлежала Российской империи, а теперь должна принадлежать новому государству, на терри­ тории которого и находится Печенга. Финское государство передало монастырю около 10 % его бывшей земельной собственности. Церковь Рождества Христова в Печенге теперь была передана лютеранской об­ щине. У монастыря оставалось право проводить службы по православ­ ному обряду лишь 2 (!) раза в год: в декабре —в память о погибших при уничтожении Свято-Троицкого Печенгского монастыря в 1589 году, и 1февраля —в честь преподобного Трифона. Почти все постройки Ниж­ него монастыря переходили в собственность Финляндии. Монастырь должен был испрашивать разрешение даже на то, чтобы взять для ре­ монтных работ доски из своих же собственных запасов. Финны из лю­ теранского прихода взяли себе в пользование церковь Рождества Хрис­ това, отдельно стоявшую колокольню, 5 зданий и 10 хозяйственных по­ строек. В так называемом Верхнем монастыре для размещения охраны взяли отдельное здание, а под хранилища использовали около 25 пост­ роек. Попытки обжаловать решения Госсовета Финляндии результатов не принесли... Во время Зимней войны в церкви монастыря жили сол­ даты. После заключения перемирия в братском корпусе монахов рас­ положился армейский летный батальон финнов, а позднее, в 1942 году Сретенская церковь была превращена в армейский склад лекарств. Бо­ гослужения стали проводиться лишь по выходным и праздникам в ке­ лье монаха Акакия. В 1944 году монастырь пришел в окончательный упадок и монахи были вынуждены оставить его и переселиться на Ва­ лаам.25 В Финляндии в 1922 году был принят закон о свободе вероиспове­ дания, по которому гражданин государства мог принадлежать к любой религиозной общине или не принадлежать к ней вообще. Многие лица левой политической ориентации порвали с церковью, но этот процесс быстро остановился, и в 1940 году 96 % всего населения страны при­ надлежало к евангелическо-лютеранской, и лишь около 2 %—к право­ славной церкви.25 К середине 90-х годов XX века из всего населения Финляндии 85,6 % принадлежали к Евангелическо-лютеранской церкви, а менее 1,5 % —к Финляндской Православной церкви.26 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz