Бардилева, Ю. П. Православие в финском обществе / Ю. П. Бардилева // Вестн. "Баренц-центра" МГПИ. - 2002. - № 3. - С. 90-100.
Постановили проводить съезды церковных деятелей Финляндской, Архангельской и Олонецкой епархий для выяснения религиозных нужд православных карелов и для обсуждения способов их удовлетворения и борьбы с лютеранской пропагандой. Русские православные власти предпочли организационно разделить Архангельскую и Олонецкую Карелию. Такая тактика, несомненно, была следствием разной степени «зараженности» панфиннизмом обеих губерний и боязни, что «зараза панфинства» перекинется в «незаражен- ные» районы Олонецкой Карелии. Различные степени «зараженности» требовали разных приемов противодействия. Не стоит преуменьшать антифинской направленности зарождающе гося в рамках православия движения. И в докладе иеромонаха Киприа- на, и в дискуссии неоднократно звучали слова о необходимости проти востоять «панфинской и протестантско-сектантской пропаганде». Ре шения съезда предусматривали для усиления миссионерской деятельности в крае готовить местные кадры, обучать карельских юно шей в русских семинариях, открыть в Ухте второклассную школу с мис сионерским курсом. Поступило предложение о скорейшем учреждении в каждом приходе приходских братств — предложение, ставшее пер вым толчком к созданию Православного карельского братства, осно ванного осенью 1907 года. На Видлицком съезде общий курс «борьба с панфинской пропаган дой» стал ужесточаться. Одной из причин резких перемен было быст рое изменение общей ситуации в стране, отступление революции и уси ление роли реакционно-националистических кругов, с которыми час то смыкались интересы Русской Православной Церкви. Однако нельзя не видеть причин чисто местного характера — здесь пришлось иметь дело с олонецкими карелами, традиционно гораздо более тесно связан ными с русским языком и культурой, чем их северные сородичи. Новая волна противодействия панфинству поднялась уже в начале 1907 года. На этом этапе в игру вступили, наряду с духовными, и свет ские власти.17 На Кольском Севере, где, наряду с православным населением, про живали лютеране из числа норвежских и финских поселенцев, отноше ние к лютеранской религии со стороны духовных и светских властей было более терпимым. Судя по данным контр-адмирала А. Сиденснера, первые финские колонисты появились в Ура-губе в начале 1860-х годов, абсолютно не зная русского языка и традиций.18 Здесь же была построена и первая 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz