Бардилева, Ю. П. Православие в финском обществе / Ю. П. Бардилева // Вестн. "Баренц-центра" МГПИ. - 2002. - № 3. - С. 90-100.

мы правления Финляндия потеряла бы несравненно больше, чем при­ обрела бы. С присоединением в 1812 году старой Финляндии количе­ ство православных в княжестве значительно увеличилось, что тоже, впрочем, не имело каких-либо значительных последствий. В отноше­ нии же иных религий наблюдалась более нетерпимая позиция. Полная свобода вероисповеданий была провозглашена лишь в 1922 году, после обретения Финляндией независимости.16 К началу XX века в самой России началось активное сопротивление любым попыткам распространения финского влияния на родственное финнам в языковом отношении карельское население. В обществе, а особенно в православной религиозной среде, раздавались противоре­ чивые суждения об опасности «панфиннизма» и лютеранского влияния на православное карельское население. Эти настроения были тесно свя­ заны с деятельностью «Союза беломорских карелов». Сразу после своего образования (3—4 августа 1905 г.) «Союз бело­ морских карелов» приступил к активной деятельности. Было выпуще­ но несколько номеров газеты «Карельские разговоры». Впоследствии газета несколько раз запрещалась и поэтому вынуждена была менять название. Уже в 1906 году был издан карельский букварь «Маленький начальный учитель для беломорских карелов». Начали создаваться пе­ редвижные школы, библиотеки, избы-читальни. Параллельно деятельности этой организации на территории Каре­ лии начала свою работу лютеранская миссия. Толчком к этому явилось провозглашение в России веротерпимости, выразившееся, в частности, в том, что стал возможен переход из православия в лютеранство. Люте­ ранские проповедники воспользовались новыми возможностями не­ медленно и начали миссионерскую проповедническую деятельность среди карелов. Ее организатором и вдохновителем стал лектор Сорта­ вальской семинарии Б. Бокстрем, хотя он и подчеркивал, что в дея­ тельности общества нет антиправославной тенденции, что оно стре­ мится только пробудить братьев к духовной жизни и отвлечь их от языческих верований. Наконец весной 1906 года вся эта активная деятельность попала в поле зрения представителей Русской Православной Церкви в Финлян­ дии. Первым «забил тревогу» противолютеранский миссионер Финлянд­ ской епархии, иеромонах Киприан, а потом и архиепископ Финлянд­ ский и Выборгский Сергий. Уже в мае 1906 года ими было проведено совещание православных священников Финляндии, на котором было решено «начать работу против протестантской пропаганды». 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz