Бардилева, Ю. П. Православие в финском обществе / Ю. П. Бардилева // Вестн. "Баренц-центра" МГПИ. - 2002. - № 3. - С. 90-100.

Северной Европе. Швеция со своей стороны пыталась перекроить гра­ ницу тем, что ее власти поощряли миграцию за линию Ореховецкого мира как на Ботническом побережье, так и внутри страны.7 До XII века на территории нынешней Финляндии был политиче­ ский вакуум, и территория эта интересовала как Запад (в лице сосед­ ней Швеции и римско-католической церкви), так и соседний Новго­ род (Россия и православная церковь). Швеция выиграла в этом сорев­ новании, подписав с Новгородом в 1323 году в Петрокрепости договор, согласно которому Новгороду отошла лишь Восточная Финляндия. Так Западная и Южная Финляндия были включены в сферу западной куль­ туры, а Восточная Финляндия оказалась в сфере российско-византий- ской культуры.8 В 20-е годы XVI века финн Пиетари Сяркилахти, учившийся в Рос­ токе, стал проповедником лютеранского учения в Финляндии. В Шве­ ции официальную реформацию в масштабе страны провели в 1527 году.9 Значение Реформации для Финляндии, как, впрочем, и для всего Севера, было противоречивым. Секуляризация церковных земель по­ влекла за собой усиление феодального гнета для сидевших на них кре­ стьян. Вместе с тем именно Реформация дала финскому народу соб­ ственную письменность и содействовала развитию его национальной культуры.10 Достаточно сложно и противоречиво складывались отношения рос­ сийской власти и лютеранского населения на протяжении вековой ис­ тории контактов России и Швеции, России и Финляндии. Особенно это было заметно в районе Ингерманландии и Карелии. Историческое прошлое народов, исконно населявших территорию Ингерманландии, отмечено печатью беспрерывных войн древнего Нов­ города, Московского государства, с одной стороны, и Швеции, немец­ ких орденов, поляков, литовцев, датчан —с другой. После войн России и Швеции в конце XVI —начале XVII века территория региона оказа­ лась заброшенной и опустошенной. Земли здесь стали раздаваться круп­ ным шведским феодалам, которые стали переселять сюда безземель­ ных финских крестьян. К концу семнадцатого столетия в Ингерман­ ландии финны составляли уже 70% от всего населения края. В этом регионе в XVII веке активно распространялась лютеранская религия, которая была призвана упрочить позиции шведского королевства в при­ соединенных землях и вытеснить православие путем обращения (как правило, насильственного) ижоры и води в новую веру. Если в 1630 году здесь было 48 православных и 8 лютеранских церквей, то к середи­ 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz