Бардилева, Ю. П. Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.) // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия); [редкол.: Ю. П. Бардилева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2008. - С. 79-86.
ний этой организации под видом решения церковных дел, антисоветская и антиколхозная пропаганда и вовлечение молодежи в религиозную дея тельность, высказывания о скором падении советской власти1. К таким выводам следователи пришли на основе показаний некото рых обвиняемых: «Осенью 1929 г. в одной из проповедей о вере в бога священник Суворов говорил, наступило последнее время жизни на земле, смотрите, что стало, Сталин людей морит с голода, вы видите, к чему власть стремится, не верьте в проклятые богом постановления, стремитесь завлекать в церковь молодое поколение и не допускайте неверование в церковь»; «...священник Красильников хоть и недолго служит в Ковде, но уже успел проявить себя как человек недовольный Советской властью, во время бесед после церковной службы он говорил, что вскоре должны быть большие перемены, ибо народ больше терпеть не будет, колхозы только разорили крестьян»2. Ухудшали положение священников и некоторые факты их биогра фии, например знакомство священника А.В. Суворова с правящим архие реем Олонецким и приглашение последнего для богослужений из Петроза водска в Кандалакшу, судимость А.А. Красильникова в 1930-1931 гг. за «подстрекательство» верующих бороться против закрытия церкви в Ма лошуйском приходе Онежского уезда, где он в то время был настоятелем храма. Несмотря на отрицание всех обвинений и констатацию следовате лями факта, что свидетели ничего серьезного не смогли сообщить об их шпионской и антисоветской деятельности, А.А. Красильников и А.В. Су воров были приговорены к 10 годам концлагерей с заменой наказания вы сылкой в Северный край. Реабилитированы священники были лишь в сен тябре 1959 г.3 Активным участником княжегубской шпионско-повстанческой орга низации, проводившим контрреволюционную агитацию, восхвалявшим капстраны и врагов народа, назван был и священник Вениамин Федорович Боголепов, расстрелянный по приговору суда в мае 1938 г. То, что обвине ние в отношении его было сфабриковано, следует из материалов допроса, который был построен на столкновении показаний всех обвиняемых по этому делу. На первых допросах священник пытался опровергать обвине ния в свой адрес, однако впоследствии, видимо, из-за нажима следовате лей, признал себя виновным в контрреволюционной агитации населения, отвергая все же обвинения о связи его с финской разведкой; «... Я говорил, что при царе, в старое время, жилось много лучше, тогда было много все го, а теперь ничего нет, народ голодает и недалек тот час, когда советская власть будет свергнута и будет восстановлен капиталистический строй»4. 1ГАМО. - Ф. 140. - Оп. 3. - Д. 3460/2. - Т. 1 .-Л . 1,2,4; Т .2 -Л .3 2 . 2Там же. - Т, 2. - JI. 32. 3Там же. - Т. 3. - Л. 42-44; Т. 6 (наблюдения). - Л. 18; Т.6. - Л. 31 об., 32. 4Там же. - Д. 3337/2. - Л. 1, 22 об., 25 об. 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz