Бардилева, Ю. П. Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.) // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия); [редкол.: Ю. П. Бардилева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2008. - С. 79-86.

ритории которого и находится Печенга. Монахам оставили лишь около 10% его бывшей земельной собственности. Церковь Рождества Христова в Печенге передали лютеранской общине. У монастыря оставалось право проводить службы по православному обряду лишь 2 (!) раза в год, в декаб­ ре, в память о погибших при уничтожении Свято-Троицкого Печенгского монастыря в 1589 г. и 1 февраля - в честь преподобного Трифона. Почти все постройки Нижнего монастыря переходили в собственность Финлян­ дии. Монастырь должен был испрашивать разрешение даже на то, чтобы взять для ремонтных работ доски из своих же собственных запасов. Финны из лютеранского прихода взяли себе в пользование церковь Рождества Христова, отдельно стоящую колокольню, 5 зданий и 10 хозяйственных построек. В так называемом Верхнем монастыре для размещения охраны взяли отдельное здание, а под хранилища использовали около 25 построек. Попытки о бжаловать решения Госсовета Финляндии результатов не при­ несли... 30 декабря 1921 г. Государственный Совет Финляндии принял реше­ ние о передаче собственности Трифоно-Печенгского монастыря финскому государству. Во время Зимней войны в церкви монастыря жили солдаты. После заключения перемирия в братском корпусе монахов расположился армейский летный батальон финнов, а позднее, в 1942 г. Сретенская цер­ ковь была превращена в армейский склад лекарств. Богослужения стали проводиться лишь по выходным и праздникам в келье монаха Акакия. В 1944 г. монастырь пришел в окончательный упадок, и монахи были выну­ ждены оставить его и переселиться на Валаам1, точнее в Новый Валаам, местечко Хейновеси (средняя Финляндия), где после раскола общины в 1927 г., произошедшего под влиянием насильственной финнизации цер­ ковного богослужения и требований о переходе русских православных на григорианский стиль, поселились монахи, не пожелавшие отказаться от веры и традиций предков2. Ряд священников, живших на приграничных территориях, подверг­ лись репрессиям по обвинению в шпионаже в пользу иностранных госу­ дарств. Например, следственное дело в отношении священников Алексан­ дра Алексеевича Красильникова (с. Ковда) и Алексея Владимировича Су­ ворова (г. Кандалакша). Их арестовали в 1933 г. по обвинению в участии в кандалакшской шпионско-диверсионной повстанческой ячейке, основной целью которой была контрреволюционная деятельность по подрыву обо­ роноспособности СССР и разрушению тыла на случай войны с Финлянди­ ей. В вину священникам, привлеченным по делу в числе 30 человек, про­ ходивших по делу, вменялось проведение в церковном помещении собра^Мацак В. Печенга - Петсамо - Печенга // Печенга. - 1996. - 2 ,5 ,1 2 марта. - С. 2. Резников Л.Я. Раскол среди верующих Приладожья // Православие в Карелии: Исто­ рия и современность: Атеистические очерки / Науч. ред. М.Н. Бессонов. - Петроза­ водск: Карелия, 1987. - С. 78-83. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz