Бардилева, Ю. П. Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.) // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия); [редкол.: Ю. П. Бардилева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2008. - С. 79-86.

культурнейшего центра на Мурмане, традиционных религиозных святынь - Трифоно-Печенгского монастыря и Пазрецкого прихода. Всех верующих призывали выступить с протестом «...против вопиющего расчленения Рос­ сии» и во имя спасения русского достояния1. Этот протест духовенства был услышан и поддержан жителями ряда волостей Кольского Севера. Известия Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов опубликовали телеграмму, полученную из Печенги и содержащую протест против договора с Финляндией. Ее подписали жители Вайда-губы, Червя- ной колонии (причем и финское население тоже), Маловолокской волости Печенгского общества2. После подписания Брест-Литовского мира в Печенге появились анг­ лийские войска, которые оставались здесь до октября 1919 г.3Как впослед­ ствии отмечалось в ведомости Трифоно-Печенгского монастыря, данная обитель послужила твердой основой при устройстве обороны Печенги, помогая для этого строительными материалами и постройками, вместила «... на жительство в зданиях своих защитников с союзных войск за время борьбы с Финляндией и большевизмом в 1918 и 1919 гг.»4. 14 августа 1920 г. между Советской Россией и Финляндией был за­ ключен Юрьевский (Дерптский) мирный договор, следствием которого стало присоединение Печенги к Финляндской республике. Финны прибы­ ли в Печенгу 14 февраля 1921 г., а русские покинули ее накануне5, проведя несколькими месяцами ранее опустошительную реквизицию монастырско­ го имущества. 3 декабря 1920 г. председателем Мурманского Уездсовнар- хоза И.Я. Анкудиновым была начата ликвидация Верхне-Печенгского мо­ настыря. Мотивировка для проведения изъятия имущества - в пользу го­ сударства и жителей берется лишь излишнее сверх потребностей монасты­ ря. Количество описей (точнее сказать, ящиков с добром), прилагаемых к документам о ликвидации монастыря, составило поражающее воображе­ ние цифру - 209 (!). При этом при ликвидации обители делался обыск всех «подозреваемых» мест, ввиду утаивания монахами всевозможных предме­ тов. Однако попутно заявлялось, что монахами препятствий для этого не чинилось6. И.Я. Анкудинов был направлен на ликвидацию по поручению Мурманского уездисполкома. На месте обители предполагали построить смолокуренную артель, а также и сельскохозяйственную7. Что и не мудре­ 1 К духовенству Архангельской епархии... // Архангельские епархиальные ведомости. - 1918.-№ 101.-2(15) апреля. - С. 3. 2 Известия Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов. - 1918. - 26 марта. - С. 3. 3Мацак В. Печенга-Петсамо-Печенга // Печенга. - 1996. - 2 марта - С 2. 4 ГАМО. - Ф. И-87. - On. 1. - Д. 31. - Л. 28. 5Мацак В. Печенга-Петсамо-Печенга // Печенга. - 1996. - 2 марта. - С 2. 6 ГАМО .-Ф . 75. -О п . 1 .-Д . 9 .-Л . 1. 7 Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО). - Ф. 215 - On 1 - Д. 2 3 .-Л . 66,66 об. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz