Бардилева, Ю. П. Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.) // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия); [редкол.: Ю. П. Бардилева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2008. - С. 79-86.
культурнейшего центра на Мурмане, традиционных религиозных святынь - Трифоно-Печенгского монастыря и Пазрецкого прихода. Всех верующих призывали выступить с протестом «...против вопиющего расчленения Рос сии» и во имя спасения русского достояния1. Этот протест духовенства был услышан и поддержан жителями ряда волостей Кольского Севера. Известия Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов опубликовали телеграмму, полученную из Печенги и содержащую протест против договора с Финляндией. Ее подписали жители Вайда-губы, Червя- ной колонии (причем и финское население тоже), Маловолокской волости Печенгского общества2. После подписания Брест-Литовского мира в Печенге появились анг лийские войска, которые оставались здесь до октября 1919 г.3Как впослед ствии отмечалось в ведомости Трифоно-Печенгского монастыря, данная обитель послужила твердой основой при устройстве обороны Печенги, помогая для этого строительными материалами и постройками, вместила «... на жительство в зданиях своих защитников с союзных войск за время борьбы с Финляндией и большевизмом в 1918 и 1919 гг.»4. 14 августа 1920 г. между Советской Россией и Финляндией был за ключен Юрьевский (Дерптский) мирный договор, следствием которого стало присоединение Печенги к Финляндской республике. Финны прибы ли в Печенгу 14 февраля 1921 г., а русские покинули ее накануне5, проведя несколькими месяцами ранее опустошительную реквизицию монастырско го имущества. 3 декабря 1920 г. председателем Мурманского Уездсовнар- хоза И.Я. Анкудиновым была начата ликвидация Верхне-Печенгского мо настыря. Мотивировка для проведения изъятия имущества - в пользу го сударства и жителей берется лишь излишнее сверх потребностей монасты ря. Количество описей (точнее сказать, ящиков с добром), прилагаемых к документам о ликвидации монастыря, составило поражающее воображе ние цифру - 209 (!). При этом при ликвидации обители делался обыск всех «подозреваемых» мест, ввиду утаивания монахами всевозможных предме тов. Однако попутно заявлялось, что монахами препятствий для этого не чинилось6. И.Я. Анкудинов был направлен на ликвидацию по поручению Мурманского уездисполкома. На месте обители предполагали построить смолокуренную артель, а также и сельскохозяйственную7. Что и не мудре 1 К духовенству Архангельской епархии... // Архангельские епархиальные ведомости. - 1918.-№ 101.-2(15) апреля. - С. 3. 2 Известия Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов. - 1918. - 26 марта. - С. 3. 3Мацак В. Печенга-Петсамо-Печенга // Печенга. - 1996. - 2 марта - С 2. 4 ГАМО. - Ф. И-87. - On. 1. - Д. 31. - Л. 28. 5Мацак В. Печенга-Петсамо-Печенга // Печенга. - 1996. - 2 марта. - С 2. 6 ГАМО .-Ф . 75. -О п . 1 .-Д . 9 .-Л . 1. 7 Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО). - Ф. 215 - On 1 - Д. 2 3 .-Л . 66,66 об. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz