Бардилева, Ю. П. Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.) // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия); [редкол.: Ю. П. Бардилева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2008. - С. 79-86.
Дружеские отношения связывали отца Константина Щеколдина, на стоятеля приграничного Пазрецкого прихода, с пасторами г. Киркенеса Jle Майре и Дитрихсоном, и даже с норвежским епископом Бекманом1. В 1906 г. последнему был оказан радушный прием в Трифоно-Печенгском монастыре, где он смог присутствовать на литургии и вечерней службе2. Трифоно-Печенгский монастырь развернул на Кольском полуостро ве наиболее активную и успешную хозяйственную и просветительскую деятельность. Не менее важной была деятельность его настоятеля отца Ионафана в решении приграничных споров России и Норвегии в районе нахождения монастыря. На рубеже 1906-1907 гг. отец Ионафан был при влечен к обсуждению вопроса о возможности выкупа норвежским прави тельством некоторых семужьих тоней в районе Пазреки, исконно принад лежащих местным лопарям. Уровень обсуждения проблемы был весьма высок: на имя архангельского губернатора пришло соответствующее письмо от министра иностранных дел Российской империи Извольского, в котором подробно анализировалась история проблемы. В частности, в нем отмечалось, что, по конвенции 2-14 мая 1826 г., а также по Санкт-Петербургскому протоколу 6-18 августа 1834 г., русские лопари Пазрецкого погоста могли беспрепятственно пользоваться семужь ими ловлями в водах, отошедших по указанной выше конвенции к Норве гии без всяких притеснений. Однако на рубеже XIX-XX вв. многие из рай онов традиционного лопарского промысла оказались захваченными нор вежцами. Попытки российского и шведско-норвежского правительства найти компромисс не увенчались успехом, а всяческие переговоры по это му вопросу вплоть до 1903 г. были приостановлены, в основном из-за по зиции Стокгольма. Но с образованием нового, независимого норвежского правительства российский посланник в Христиании обратил вновь внимание на остав ленную неразрешенной лопарскую проблему. Норвежское правительство поставило вопрос о необходимости выкупа Норвегией «... всех прав у Ло парей по производству ими семужьего лова в Пазрецкой и Ровдинской гу бах, обеспеченных за ними соглашением 1834 года». Министерство ино странных дел Российской империи с точки зрения политической выгоды (наличие нерешенных вопросов могло расстроить желательные дружеские отношения между двумя соседними государствами) рассматривало пред ложение норвежцев как разумное, но, с другой стороны, не могло не учи тывать экономических интересов самих лопарей. К тому же подчеркива лось, что с открытием около Киркенеса железной руды, с началом ее раз 1 Мацак В. Щеколдин К.П. и церковь Бориса и Глеба // Рыбный Мурман. - 1992. - 17 июля. - С, 12. 2 Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифо ном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. —Санкт-Петербург, 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz