Бардилева, Ю. П. Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.) // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия); [редкол.: Ю. П. Бардилева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2008. - С. 79-86.

суждения способов их удовлетворения и борьбы с лютеранской пропаган­ дой1. На Кольском Севере, где наряду с православным населением прожи­ вали лютеране из числа норвежских и финских поселенцев, отношение к лютеранской религии со стороны духовных и светских властей было более терпимым. Судя по данным контр-адмирала А. Сиденснера, первые финские ко­ лонисты появились в Ура-губе в начале 1860-х гг., абсолютно не зная рус­ ского языка и традиций. Здесь же была построена и первая лютеранская кирха (точнее сказать - часовня) в 1874 г. Строительство молитвенного здания шло почти в течение почти 10 лет, причем следует отметить уча­ стие государства в этом деле: казна выдала для строительства лес без взи­ мания пошлины. В колонии и становище Вайда-губе, где большинство на­ селения к 1903 г. составляли финляндцы (10 домохозяйств) и норвежцы (5 домохозяйств), вообще не было молитвенного дома, за исключением православной часовни Трифоно-Печенгского монастыря2. Но и в той, и в другой колонии не было постоянного пастора. Обыч­ но для исполнения треб и обрядов приезжал пастор из Норвегии или Фин­ ляндии. Правда, случалось это раз в несколько лет. О желании иметь пас­ тора финские и норвежские колонисты составляли приговор и посылали его к губернатору в Финляндию (в Улеаборг), подавали просьбу и в воло­ стное правление, но долгое время эти действия оставались безуспешными. Однако прошения все-таки не остались без внимания российских властей. Как это ни странно, открытие лютеранского прихода было под­ держано православным духовным ведомством. Архангельский губернатор обратился с предложением о его открытии в Архангельскую Духовную Консисторию. Последняя своим решением от 2 (14) марта 1900 г. поручила благочинному Алексею Шилову выяснить, сколько лютеран проживает в Мурманско-колонистской волости и не будет ли православной вере вреда от создания лютеранского прихода. Результатом суждений по данному во­ просу стало открытие на Мурмане в 1905 г. особого евангелическо- лютеранского прихода во главе с пастором Андреем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на постоянное место жительства в г. Александ- ровск3. 1 Витуховская М.А. (Финляндия). Карелы и Карелия как «яблоко раздора». Русская власть и православная церковь против карельского национализма // Россия и Финлян­ дия в XVIII-XX вв. Специфика границы. - СПб.: Институт Финляндии в Санкт- Петербурге, Европейский дом, СПб. Науч. Центр РАН, 1999. - С. 242-246. Бардилева Ю.П. Кольский полуостров и Норвегия: к истории межцерковных взаимо­ отношений // Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. - Мур­ манск: Мурм. книж. изд-во, 1996. - Т. 5: История и право. - № 2 (13): Россия и Норве­ гия: грани сотрудничества. - 1999. - С. 7-13. 3 Там же. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz