Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.
о. Михея на пароход «Царица» в санитарный отряд Красного Креста для со провождения больных и раненых воинов от Таку до Владивостока, за что позднее был удостоен благодарности императора, ее императорского высоче ства принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской и императрицы Марии Федоровны, покровительницы общества Красного Креста. В 1901- 1907 гг. о. Михей был настоятелем Херсонесского св. Владимира первокласс ного монастыря, викарным епископом Сарапульским Вятской епархии, на стоятелем Сарапульского Старцево-Горского монастыря, викарным епископом Владимиро-Волынским в Волынской епархии. В эти годы он получил право ношения знака Красного Креста, бронзовой медали за участие в походе в Ки тай. И при этом никаких нареканий по поводу духовной службы и образа жиз ни. Однако не все так просто для него сложится в Архангельской епархии, ку да он будет определен в качестве епископа 31 октября 1908 г.1 Во время пребывания на архангельской кафедре владыка Михей совер шил ряд поездок по отдаленным и приграничным районам епархии, побывал он и на Мурмане в 1909 г. Епископ продолжил деятельность своего предшест венника Иоанникия II в политике противодействия распространению протес тантизма в Карелии и на Мурмане. При нем было создано Православное Бело морско-Карельское братство Архангела Михаила (17 февраля 1908 г.), которое осенью 1909 г. объединилось с Георгиевским братством, действовавшим на территории Олонецкой и Финляндской епархий. Во многом основу для дея тельности Михаило-Архангельского братства следует видеть в деятельности Иоанникия II, который незадолго до ухода на покой пожертвовал 5 тыс. руб лей бумагами государственной ренты на него и привлек монастыри Архан гельской епархии к ежегодному отчислению части своих средств в пользу братства. Владыка Михей старался действовать в русле начинаний епископа Ио анникия II. Он принял участие вместе с архиепископом Финляндским Сергием и епископом Олонецким Никанором в миссионерских совещаниях на острове Валааме (1909 г.) и в Выборге (1910 г.), где рассматривались вопросы органи зации церковных мероприятий против панфинской и протестантской пропа ганды среди карельского населения. По его же инициативе в 1910 г. было соз дано Кемское викариатство для укрепления влияния православия в западной части Архангельской губернии, граничащей с Финляндией и Норвегией2. Однако отношения с местными властями у владыки Михея сразу же не заладились. Так, 17 июля 1909 г. архангельский губернатор Сосновский пишет его превосходительству обер-прокурору Святейшего Синода С.М. Лукьянову о торжественном праздновании в г. Архангельске 200-летия Полтавской победы ' РГИА. - Ф. 796.-Оп. 439. - Д. 617. - Л. 4-6. Поморская энциклопедия. —Т. 1. —С. 248; Алексеев В.А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию. - СПб.: Гос. тип., 1910. - С. 54; Витухновская М.А. Карельские православные братства: формирование и первые годы существования // Православие в Карелии. - С. 83; Православная энциклопедия. - М.: Церк.-научн. центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2001. - Т. 3: Анфимий - Афанасий. - С. 478, 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz