Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.

Среди предложенных съездами многочисленных методов борьбы с «панфиннизмом» одним из важнейших было признано создание православного братства. Инициатива в создании Карельского братства принадлежала фин­ ляндскому епископу Сергию (Старгородскому) - будущему Патриарху Всея Руси. По его указанию противолютеранским миссионером иеромонахом Ки- прианом был разработан проект устава братства, вызвавший недовольство ар­ хангельского епископа Иоанникия II. Реакция архангельского владыки поло­ жила начало глухой распре между, с одной стороны, Финляндской и Олонец­ кой, а с другой - Архангельской епархиями, результатом которой стало воз­ никновение и существование на протяжении более чем года 2 Карельских пра­ вославных братств. Иоанникий II полагал, что устав о. Киприана сильно сни­ жает роль епархиальных архиереев в деятельности братства и не указывает конкретно на источники денежных средств его бюджета. Следует сказать, что сам владыка принимал активное участие в поиске необходимых средств для развития миссионерской деятельности. Например, в марте 1904 г. им были переданы 10 тыс. рублей Святейшему Синоду на теку­ щие нужды миссий, оказавшиеся в епархии «в избытке» (так называемые не­ учтенные капиталы в виде процентов с 10 свидетельств 4% государственной ренты), а в сентябре того же года ему была объявлена императорская благо­ дарность за внесение 5 тыс. рублей в фонд имени Александра III на сооруже­ ние храма по случаю рождения цесаревича Алексея в Сибири для упрочения там православия. Однако владыка прекрасно понимал, что разовых пожертво­ ваний для серьезной деятельности братства будет явно недостаточно. Он так­ же требовал, чтобы финские переводы священных книг распространялись только в пределах Финляндской епархии. Владыка Сергий же, напротив, счи­ тал, что мелочный контроль сведет на нет все начинания братства. Что же до книг на финском языке, то следовало учитывать, что привыкшие к финскому языку карелы, не находя понятных для себя православных изданий, будут лишний раз обращаться за духовной литературой к финским лютеранским проповедникам1. Как бы то ни было, в сентябре 1907 г. открылся кемский съезд архан­ гельского духовенства, решивший, прежде всего, заняться устройством цер- ковно-приходских школ в духе православия. Однако, хотя местное население и предоставило в бесплатное пользование помещения для школ и учителей, с отоплением, освещением и прислугой, осуществить благие намерения не ока­ залось возможным из-за банального отсутствия должных денежных средств у Церкви. Казна же предоставить финансы не догадалась2. Так что первый этап деятельности православной Церкви в Архангельской епархии по противобор­ ству финнизации населения вряд ли можно назвать успешным. Развитие мис­ 1Витухновская М.А Карельские православные братства: формирование и первые годы су­ ществования // Православие в Карелии. - С. 82-83; РГИА. - Ф, 799. - Оп. 5. - Д. 2558. - Л. 1,4; Там же. - Ф. 796. - Оп. 439. - Д. 453. - Л. 26. 2 Алексеев В.А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию - СПб.: Гос. тип., 1910. - С. 52-53. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz