Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.
Среди предложенных съездами многочисленных методов борьбы с «панфиннизмом» одним из важнейших было признано создание православного братства. Инициатива в создании Карельского братства принадлежала фин ляндскому епископу Сергию (Старгородскому) - будущему Патриарху Всея Руси. По его указанию противолютеранским миссионером иеромонахом Ки- прианом был разработан проект устава братства, вызвавший недовольство ар хангельского епископа Иоанникия II. Реакция архангельского владыки поло жила начало глухой распре между, с одной стороны, Финляндской и Олонец кой, а с другой - Архангельской епархиями, результатом которой стало воз никновение и существование на протяжении более чем года 2 Карельских пра вославных братств. Иоанникий II полагал, что устав о. Киприана сильно сни жает роль епархиальных архиереев в деятельности братства и не указывает конкретно на источники денежных средств его бюджета. Следует сказать, что сам владыка принимал активное участие в поиске необходимых средств для развития миссионерской деятельности. Например, в марте 1904 г. им были переданы 10 тыс. рублей Святейшему Синоду на теку щие нужды миссий, оказавшиеся в епархии «в избытке» (так называемые не учтенные капиталы в виде процентов с 10 свидетельств 4% государственной ренты), а в сентябре того же года ему была объявлена императорская благо дарность за внесение 5 тыс. рублей в фонд имени Александра III на сооруже ние храма по случаю рождения цесаревича Алексея в Сибири для упрочения там православия. Однако владыка прекрасно понимал, что разовых пожертво ваний для серьезной деятельности братства будет явно недостаточно. Он так же требовал, чтобы финские переводы священных книг распространялись только в пределах Финляндской епархии. Владыка Сергий же, напротив, счи тал, что мелочный контроль сведет на нет все начинания братства. Что же до книг на финском языке, то следовало учитывать, что привыкшие к финскому языку карелы, не находя понятных для себя православных изданий, будут лишний раз обращаться за духовной литературой к финским лютеранским проповедникам1. Как бы то ни было, в сентябре 1907 г. открылся кемский съезд архан гельского духовенства, решивший, прежде всего, заняться устройством цер- ковно-приходских школ в духе православия. Однако, хотя местное население и предоставило в бесплатное пользование помещения для школ и учителей, с отоплением, освещением и прислугой, осуществить благие намерения не ока залось возможным из-за банального отсутствия должных денежных средств у Церкви. Казна же предоставить финансы не догадалась2. Так что первый этап деятельности православной Церкви в Архангельской епархии по противобор ству финнизации населения вряд ли можно назвать успешным. Развитие мис 1Витухновская М.А Карельские православные братства: формирование и первые годы су ществования // Православие в Карелии. - С. 82-83; РГИА. - Ф, 799. - Оп. 5. - Д. 2558. - Л. 1,4; Там же. - Ф. 796. - Оп. 439. - Д. 453. - Л. 26. 2 Алексеев В.А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию - СПб.: Гос. тип., 1910. - С. 52-53. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz