Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.

родческих уездах епархии, лично посещал многие монастыри и приходы. Главную задачу владыка видел в борьбе с панфинской и протестантской про­ пагандой в Карелии1. В начале XX в. Карелии как единого административно-территори­ ального образования не существовало. Карелы жили в Финляндии, в Олонец­ кой, Архангельской и Петербургской губерниях. Соответственно выделялись и «Карелии»: Олонецкая, Беломорская и Выборгская. По церковно-администра- тивному признаку карелы также жили в 3 епархиях: Олонецкой, Архангель­ ской и Финляндской. После принятия манифеста 17 октября 1905 г. на терри­ тории Европейского Севера началась активизация лютеранского миссионерст­ ва, что очень встревожило православную Церковь. В Кемском уезде Архан­ гельской губернии проживало 25 тыс. карел, и именно на них в первую оче­ редь была нацелена деятельность созданного в Финляндии «Союза беломор­ ских карел» (Vienan Karjalaisten Liitto). Под разными предлогами финские миссионеры приезжали для собеседований, распространения лютеранской ли­ тературы, стали направлять в Россию учителей-финнов для создания неглас­ ных передвижных школ, создавать библиотеки, издавать газету для распро­ странения среди местного населения2. Главной же целью миссионеров было не столько распространение люте­ ранства, сколько финнизация местного населения и отход русской Карелии, т.е. на тот момент частей Архангельской и Олонецкой губерний, к проектиро­ вавшемуся независимому финляндскому государству. В беломорской Карелии успех миссионерам обеспечивал крайне низкий уровень архангельских карел в экономическом, бытовом и культурном отношениях. До назначения И.В. Со- сновского на должность архангельского губернатора архангельская админист­ рация, да и духовенство практически не предпринимали решительных шагов для защиты территориальной и духовной целостности Карелии, для развития просвещения среди карел, которые изначально были настроены оставаться в составе России . Для противоборства панфинской пропаганде и предотвращения опасно­ сти распространения лютеранства на севере России власти приняли решитель­ ные меры. По инициативе архиепископа Финляндского Сергия было решено созвать пастырско-миссионерский съезд 3 епархий: Финляндской, Архангель­ ской и Олонецкой. По практическим соображениям в 1907 г. было созвано вместо одного три съезда: в Ухте (10-13 декабря 1906 г.), Видлице (20-24 ян­ варя 1907 г.) и Кеми (16-19 сентября 1907 г.)4. 1Поморская энциклопедия: В 5 т. - Архангельск: Г1ГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - Т. 1: История Архангельского Севера / Гл. ред. В.Н. Булатов. - С. 174. ] Степанов А.Я. На путях духовного восхождения. Религия и атеизм в России. - С. 89. Алексеев В,А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию. - СПб.: Гос. тип., 1910.-С . 19,50. Степанов А.Я На путях духовного восхождения. Религия и атеизм в России. - С. 90; Ви­ тухновская М.А. Карельские православные братства: формирование и первые годы суще­ ствования // Православие в Карелии. - С. 80. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz