Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.
родческих уездах епархии, лично посещал многие монастыри и приходы. Главную задачу владыка видел в борьбе с панфинской и протестантской про пагандой в Карелии1. В начале XX в. Карелии как единого административно-территори ального образования не существовало. Карелы жили в Финляндии, в Олонец кой, Архангельской и Петербургской губерниях. Соответственно выделялись и «Карелии»: Олонецкая, Беломорская и Выборгская. По церковно-администра- тивному признаку карелы также жили в 3 епархиях: Олонецкой, Архангель ской и Финляндской. После принятия манифеста 17 октября 1905 г. на терри тории Европейского Севера началась активизация лютеранского миссионерст ва, что очень встревожило православную Церковь. В Кемском уезде Архан гельской губернии проживало 25 тыс. карел, и именно на них в первую оче редь была нацелена деятельность созданного в Финляндии «Союза беломор ских карел» (Vienan Karjalaisten Liitto). Под разными предлогами финские миссионеры приезжали для собеседований, распространения лютеранской ли тературы, стали направлять в Россию учителей-финнов для создания неглас ных передвижных школ, создавать библиотеки, издавать газету для распро странения среди местного населения2. Главной же целью миссионеров было не столько распространение люте ранства, сколько финнизация местного населения и отход русской Карелии, т.е. на тот момент частей Архангельской и Олонецкой губерний, к проектиро вавшемуся независимому финляндскому государству. В беломорской Карелии успех миссионерам обеспечивал крайне низкий уровень архангельских карел в экономическом, бытовом и культурном отношениях. До назначения И.В. Со- сновского на должность архангельского губернатора архангельская админист рация, да и духовенство практически не предпринимали решительных шагов для защиты территориальной и духовной целостности Карелии, для развития просвещения среди карел, которые изначально были настроены оставаться в составе России . Для противоборства панфинской пропаганде и предотвращения опасно сти распространения лютеранства на севере России власти приняли решитель ные меры. По инициативе архиепископа Финляндского Сергия было решено созвать пастырско-миссионерский съезд 3 епархий: Финляндской, Архангель ской и Олонецкой. По практическим соображениям в 1907 г. было созвано вместо одного три съезда: в Ухте (10-13 декабря 1906 г.), Видлице (20-24 ян варя 1907 г.) и Кеми (16-19 сентября 1907 г.)4. 1Поморская энциклопедия: В 5 т. - Архангельск: Г1ГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - Т. 1: История Архангельского Севера / Гл. ред. В.Н. Булатов. - С. 174. ] Степанов А.Я. На путях духовного восхождения. Религия и атеизм в России. - С. 89. Алексеев В,А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию. - СПб.: Гос. тип., 1910.-С . 19,50. Степанов А.Я На путях духовного восхождения. Религия и атеизм в России. - С. 90; Ви тухновская М.А. Карельские православные братства: формирование и первые годы суще ствования // Православие в Карелии. - С. 80. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz