Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.
Иоанникий II предлагал передать в ведение приходских общин не только заведывание материальными нуждами церкви, «...н о и призрение, и просве щение, и - до известной степени - распоряжение всем церковным достояни ем», а также предоставить право примирительного суда для прихожан по цер ковным вопросам1. Данные рекомендации по расширению прав приходов за трагивались Синодом еще в ходе знаменитых реформ Александра II, однако ни тогда, ни в начале XX в., ничего существенного для их реализации на практике не было сделано. Архангельский епископ высказывался за живейшее участие священно служителей в общественных организациях, за сокращение курсов древних языков в духовных семинариях и расширение программы за счет введения в практику преподавания основ общеобразовательных наук, среди которых он выделяет в качестве наиболее желательных медицину, отечественное законо ведение, и даже космографию (астрономию)2! По сути дела, все рекомендации епископа сводились к тому, что необ ходимо повысить культурный, нравственный облик священнослужителя, при близить его к проблемам паствы, преодолеть разрыв между разными чинами духовенства и мирян, привлечь последних к решению насущных для Церкви вопросов, к деятельности, направленной на обновление и защиту православия. Как и большинство архиереев, Иоанникий II был обеспокоен односто ронними реформами правительства в отношении свободы вероисповеданий, которые расширяли права инославцев и иноверцев, но существенно принижа ли статус православия и сохраняли его зависимость от государства. Поэтому в своей записке архангельский епископ выражает надежду, что несмотря на ма нифест 1905 г. православная Церковь не останется без признания за нею «...с о стороны государства должных прав и преимуществ перед другими Церквами, как за Церковью всероссийскою, государственною, истинною и святою»3. Под влиянием архиереев и российской общественности и в ответ на просьбу Синода царь разрешает созыв в марте 1906 г. Предсоборного присут ствия. Им было разработано 12 пунктов рекомендаций по обособлению Церк ви от государственных учреждений и определению ее прерогатив в отношени ях с государством. Однако резолюция царя на проекте была весьма неутеши тельна: Собор пока не созывать (25 апреля 1907 г.)4. Созыв Поместного Собора и его работа стали возможными лишь после отречения Николая II от престола, в один из драматичных периодов в истории нашего государства 1917-1918 гг. Предложения Иоанникия II о необходимости всесторонних реформ Церкви отчасти находили свою реализацию в рамках вверенной ему епархии. Епископ проводил активную миссионерскую деятельность в окраинных и ино 1Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе // Библиотека РГИА. - Синод 5813.-СПб.: Синодальная типография, 1906.-Ч . 1.-С .328. 2Там ж е.-С . 329-331. 3Там ж е.-С . 331. 4 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории. - 1993. - № 1. - С. 45, 46. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz