Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.

Михайло-Архангельском монастыре было выстроено древлехранилище. В 1898 г. в Архангельске возникло отделение императорского Православного Палестинского общества, которое занималось пропагандой православного ве­ роучения и устраивало религиозные чтения в церквях, на заводах, в школах и даже в тюрьмах1. Однако было бы неправильно идеализировать богослужебную практику на Русском Севере в начале XX в. Новый век принес новые проблемы и труд­ ности для Церкви. Здесь также стали появляться первые признаки «охлажде­ ния» к вере, ослабления религиозных чувств. Например, в 1899 г. в отчете Кольского благочиния отмечалось, что четвертая часть прихожан нерадива в религиозно-нравственном отношении, что, несмотря на достаточно частые по­ сещения мещанами и крестьянами богослужений, они смотрят на призыв к ис­ полнению христианского долга равнодушно". В ответ на такое положение дел из Архангельской Духовной Консистории в приходы Кольского Севера стали направляться специальные предписания. Так, в январе 1901 г. причтам Териберского и Варзужского приходов, равно как и всем остальным приходам епархии, рекомендовалось проводить с прихожанами чтения о приготовлении к исповеди и причастию, устраивать бе­ седы с верующими, произносить в церкви свято-отеческие поучения, побуж­ дать нерадивых к исполнению христианского долга через их близких и род­ ных, не прибегая ни в коем случае к «полицейским строгим мерам» (!). Самим же священникам вменялось благоговейное исполнение богослужений, отзыв­ чивость на религиозные нужды прихожан, повышение своего уровня путем самообразования3. Через 5 лет после своего назначения в г. Архангельск 63-летний епископ «по слабости сил» был уволен «на покой», а менее чем через 3 месяца скон­ чался и был похоронен в Киево-Печерской лавре4. Преемник Иоанникия I на посту епископа Архангельской и Холмогор­ ской епархии, Иоанникий II, оказался весьма энергичным и прекрасно образо­ ванным архиереем. Иван Афанасьевич Казанский (мирское имя епископа) ро­ дился в семье причетника Севского уезда Орловской епархии. Точная дата ро­ ждения его неизвестна, в документах встречается упоминание как 1839/1840 гг., так и 1842 г. Иван Афанасьевич отличался рвением в учебе, а потому не случайно, что и Орловскую духовную семинарию, и Московскую Духовную Академию 1 РГИА. - Ф. 796. - Оп. 439. - Д. 456. - Л. 28-33; Поморская энциклопедия. - Т. 1. - С. 174; Зайцев А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. - Архангельск: Сев.-Зап кн изд-во. 1983. —С. 110. 2 Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные про­ граммы основных и дополнительных курсов по религиоведению. - Мурманск, 1994. - С. 132. Государственный архив Мурманской области (ГАМО). - Ф. 8-И. - On. 1. - Д. 194. - Л. 1, 1об.;Ф. 34-И -Оп. 1.-Д . 2 1 .-Л . 2, 17. Поморская энциклопедия. - Т. 1 .-С . 174. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz