Бардилева, Ю. П. Архиереи Архангельской епархии в начале XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - 2007. – Вып. 7. - С. 74-85.

ководящие советы епископу Михею по поводу того, как строить свои отноше­ ния с гражданскими властями. Архиерей же в свою очередь обвинил губерна­ тора и полицию в якобы чинимых богомольцам препятствиях1. Трудно судить, кто прав, кто виноват, не будучи современником и уча­ стником событий. Ясно лишь одно: не желая продолжения конфликтов в Ар­ хангельской епархии, синодальные власти приняли решение переместить на другую кафедру епископа Михея. В апреле 1912 г. владыка Михей написал митрополиту Флавиану ходатайство, в котором становятся понятными многие поступки в его жизни: «Весть о переводе меня в Уфу глубоко опечалила меня. Я ехал в г. Архангельск с мыслью послужить здесь до конца дней моих. Эту кафедру я считаю как бы завещанной мне о. Иоанном Кронштадтским, уро­ женцем Архангельской губы. По его совету я оставил военную службу и при­ нял монашество, и на его средства обучался в Академии. По его молитвам я назначен на Архангельскую кафедру. Когда перед отбытием в Архангельск я заехал к нему проститься и просить его молитв, он встретил меня буквально следующими словами: “ ...теперь можно умереть спокойно” , выражая этим уверенность, что все начатое им на своей родине будет поддержано мною. ...Не думаю, что перевод мой может быть рассматриваем как наказание мне, т.к. Уфимская кафедра считается лучше Архангельской. Думаю, что основани­ ем к переводу меня послужили мои представления Св. Синоду о ненормаль­ ном отношении гражданской власти к епископской»2. Однако решение уже было принято. 17 декабря 1912 г. на кафедру епископа Архангельского и Хол­ могорского был возведен Нафанаил 111 (в миру Никодим Захарович Троицкий), переведенный из Уфы, деятельность которого в этой северной епархии при­ дется на один из сложнейших периодов в истории русского православия и ох­ ватит время до 1921 г.3 В целом, подводя итог анализу деятельности архангельских архиереев начала двадцатого столетия, можно выделить общие направления их работы и общие проблемы. Это, прежде всего, забота об укреплении православия на территории северной окраины России: строительство новых храмов, борьба с панфинской и лютеранской пропагандой, создание различных научных, про­ светительских и иных обществ и организаций по изучению истории правосла­ вия на Русском Севере, поиск путей выхода православия как официальной го­ сударственной религии из затянувшегося многовекового кризиса. 1РГИА - Ф. 797. - Оп. 79 (III отд., 4 стол). - Д. 126. - Л. 39-58. 2Там ж е.-Ф . 796.-Оп, 205.-Д . 723.-Л . 1-1об. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церк­ ви, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биографический справочник / Сост. С.В. Суворова. - Архангельск: Православный издательский центр, 2006. - С. 352; Помор­ ская энциклопедия. - Т. 1. —С. 258. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz