Бардилева, Ю. П. Государственно-церковные отношения в период Северной области // Учёные записки МГПИ. Исторические науки : к 75-летию А. А. Киселёва. - Мурманск : МГПИ, 2001. - Вып. 2 - С. 74-85.

крайне необходимым, так как только они могут спасти нас от финско- германского нападения...».1 В истории этого местечка в период Северной области есть трагичная страница, которая связана с так называемой Кня- жегубской трагедией. 8 октября 1919 г. здесь были расстреляны 17 княже- губцев, в том числе подросток-партизан, 2 крестьянина из северо­ карельских деревень и 2 финских красногвардейцев.2 В течение долгого времени роль Церкви в данной трагедии оценива­ лась как антигуманная, контрреволюционная: отмечалось, что наряду с бе­ логвардейцами в вынесении смертного приговора участвовал и местный священник Богданов.3 Однако есть, по крайней мере, две причины, чтобы не согласиться с такой трактовкой. Во-первых, канонически ни единый священник не может участвовать в вынесении приговора, обрекающего на смерть. Единственное, чем может ограничиваться его участие при вынесении смертного приговора, так это исповедью и причащением приговоренных к казни, если они выразят свое согласие на это. Во-вторых, есть весьма интересный документ, подтвер­ ждающий невиновность священника Богданова. Это протокол №12 общего собрания жителей Княжой губы от 21 апреля 1920 г. На нем рассматривал­ ся вопрос об освобождении ряда односельчан, арестованных 3 апреля 1920 г. по обвинению в эксплуатации чужого труда, сотрудничестве с бе­ лыми и союзническими войсками и в выступлениях против советской вла­ сти, среди которых упоминается и священник Богданов. Решение собрания явно свидетельствует об их невиновности: «... мы находим, что вышеупо­ мянутые граждане... за все время пребывания белых местных и союзниче­ ских банд не выступали ни открыто, ни тайно, не замечены в пропаганде против советской власти... Если и были какие неправильные действия с их стороны, то (их) мы объясняем тем, что... под угрозой уничтожения всей деревни полковником Судаковым... они и сделали некоторые ошибки... Мы, граждане и гражданки, пострадавшие от белых банд в лице своих му­ жей и сыновей, находим вышеупомянутых лиц... совершенно невиновны­ ми». На этом собрании присутствовало около 80 человек4, и думается, что, перенеся гибель собственных близких, они не стали бы оправдывать ви­ новных. В данной статье уже указывалось, что Трифоно-Печенгский мона­ стырь разместил в своих жилых постройках англичан и русских предста­ вителей белой армии. Главноуполномоченный по эвакуации в Мурман­ ском крае Белиловский лично руководил работами по подготовке обители для размещения там войск в случае возникновения необходимости срочно покинуть прежние места дислокации. Иеродиакон Нестор и монах Зосима 1 Возрождение Севера. - 1918. - 15 августа. - С. 4. 2 Береснев Н. Партизаны Княжегубъя / / Кандалакшский коммунист. - 1987. - 30 апреля. - С. 3. 3 ГАМО. - Ф. 906. - On. 1. - Д . 1 7 7 .- Л . 21-23. 4 ГААО. - Ф.286. - On. 1. -Д .513. - Л . 134-135. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz