Бардилева, Ю. П. Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. // Учёные записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - Вып. 11. - С. 74-82.
на срыв выполнения хоз. полит-кампаний и озлобления населения колхоз ников. ..». Несмотря на то, что о. Александр своей вины не признал, он был приговорен к 10 годам ИТЛ. В справке о прекращении дела в 1963 г. ука зано, что он скончался в заключении1. За проведение богослужений у себя на квартире, так как у Мурман ской общины верующих с 1924 г. не было своего храма, и антисоветскую пропаганду был арестован и в декабре 1937 г. расстрелян мурманский священник Арсений Михайлович Коноплев. Умбский священник Григорий Евтихиевич Лисеенков в декабре 1937 г. был расстрелян по приговору су да, обвинявшему его в распространении антисоветских слухов против Конституции 1936 г. и активных действиях против мероприятий сельсове та по закрытию местной церкви2. Наиболее показательным по Мурманскому округу было дело свя щенника Кольского Благовещенского собора Константина Михайловича Мелетиева, арестованного в августе 1937 г. В обвинительном меморанду ме, где наряду с К.М. Мелетиевым указываются умерший до следствия председатель церковной двадцатки г. Колы Леонтий Николаевич Яргин и член церковной двадцатки Дмитрий Акимович Немчинов, отмечалось, что при единственной действующей в Мурманском округе церкви (церкви Ковды и Кандалакши не учитывались, так как входили в административ ном отношении в состав Карельской АССР) ведется большая агитация, на правленная на вовлечение в церковную работу рабочих и колхозников по сохранению церкви; что новая Советская - «Сталинская» - Конституция трактуется ими как разрешение на открытие новых церквей и основание для борьбы против притеснений в отношении религии3. Последнее рас сматривалось властью как «извращение сталинской Конституции». Власти были раздражены самим фактом продолжавшей существовать в г. Кола ре лигиозной общины. Отцу Константину в сложные тридцатые годы удалось противостоять мощному агитационному воздействию местного Союза во инствующих безбожников, комсомольским и партийным ячейкам, разво рачивавшим активную деятельность по проведению всяческих кампаний атеистического толка (например, «комсомольское рождество», «октябри ны» и т.д.) и сплотить вокруг себя верующих края. Не случайно поэтому, что в обвинении упоминается об организации демонстративного шествия верующих в сельсовет с требованием разрешить открыть закрытую якобы из-за отсутствия ремонта Благовещенскую церковь, о Пасхальном бого служении в г. Кола, на которое съехалось около 800 человек из ряда регио 1 Архив УФСБ по Архангельской области. Фонд прекращенных уголовных дел. - Д. П-10749. - Л. 1, 37, 46, 71-73, 106. Государственный архив Мурманской области (далее - ГАМО). - Ф. 140 (Управление ФСБ по Мурманской области). - Оп. 3. - Д. 4634/2. - Л. 19-24; Д. 4634 (наблюдения). - Л. 1-3; Д. 5752/2. - Л. 52, 54, 58, 59. 3 Там ж е .-Д . 4634/2.-Л . 5. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz