Бардилева, Ю. П. Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. // Учёные записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - Вып. 11. - С. 74-82.
закрытие их при «помощи» последних». Примером может служить работа Вельского РИКа Северного края. Узков обращает внимание на то, что закрытия храмов происходят без учета религиозности населения, без проведения предварительной антире лигиозной пропаганды, без выяснения, имеется ли поблизости действую щая церковь. При этом, как это ни покажется странным, он не советует проводить тотальные закрытия молитвенных зданий, отмечая, что в рай онах, где полностью ликвидированы церкви, наблюдаются укрепление и рост сектантства, моления по домам без священников, появление новых, более фанатичных, мистических «отрядов», «...появление бродячих и по лулегальных попов и нелегальных, проводящих службы по домам...», у части населения повышается интерес к религиозным вопросам, а также «...подготавливается почва для возникновения контрреволюционных, цер ковно-монархических и фашистских организаций» (!). Дабы предотвратить конфликты с местным населением на почве за крытия храмов, Узков требует от местных властей эффективного исполь зования закрытых молитвенных зданий, так как неиспользованные храмы могут порождать у верующих надежду на их возврат или порождать анти советскую агитацию, рассуждения, что советские органы поступают как собака на сене - «ни себе, ни людям»1. К сожалению, представитель Центральной комиссии по вопросам культов забыл упомянуть в своем докладе, что нередко борьба за сохране ние своих храмов заканчивалась для священнослужителей лишением сво боды или гибелью. В январе 1930 г. был арестован священник Ваймужского прихода Котовского сельсовета Емецкого района Северного края Александр Павло вич Сидоровский, обвинявшийся в незаконном сборе средств с сельских жителей на содержание церкви в 1929 г., препятствии закрытию часовни в д. Осередок и церкви в д. Гора-Донкова, призывах к женщинам не посе щать собраний, кино и спектаклей, не отпускать туда детей, т.к. там идет глумление над верой. Постановлением заседания Тройки при ПП ОГПУ Севкрая от 30 апреля 1930 г. он был заключен в концлагерь на три года (считая со дня ареста 16.01.1930 г.)2. На этом злоключения священника не закончились. В сентябре - октябре 1937 г. он проходил в качестве обви няемого по делу контрреволюционной группы кулаков Хавровского сель совета Емецкого района Северной области, якобы как предоставлявший свой дом для тайных собраний. Один из свидетелей обвинения заявил, что священник «...под видом оживления церкви и отправлений религиозных обрядов активно проводит контрреволюционные действия, направленные 1ГА РФ. - Ф. 5263. - Оп. 2. - Д. 12. - Л. 94-104. Архив УФСБ по Архангельской области. Фонд прекращенных уголовных дел. - Д. П -7542,-Л . 1,59. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz