Бардилева, Ю. П. Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. // Учёные записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - Вып. 11. - С. 74-82.

закрытие их при «помощи» последних». Примером может служить работа Вельского РИКа Северного края. Узков обращает внимание на то, что закрытия храмов происходят без учета религиозности населения, без проведения предварительной антире­ лигиозной пропаганды, без выяснения, имеется ли поблизости действую­ щая церковь. При этом, как это ни покажется странным, он не советует проводить тотальные закрытия молитвенных зданий, отмечая, что в рай­ онах, где полностью ликвидированы церкви, наблюдаются укрепление и рост сектантства, моления по домам без священников, появление новых, более фанатичных, мистических «отрядов», «...появление бродячих и по­ лулегальных попов и нелегальных, проводящих службы по домам...», у части населения повышается интерес к религиозным вопросам, а также «...подготавливается почва для возникновения контрреволюционных, цер­ ковно-монархических и фашистских организаций» (!). Дабы предотвратить конфликты с местным населением на почве за­ крытия храмов, Узков требует от местных властей эффективного исполь­ зования закрытых молитвенных зданий, так как неиспользованные храмы могут порождать у верующих надежду на их возврат или порождать анти­ советскую агитацию, рассуждения, что советские органы поступают как собака на сене - «ни себе, ни людям»1. К сожалению, представитель Центральной комиссии по вопросам культов забыл упомянуть в своем докладе, что нередко борьба за сохране­ ние своих храмов заканчивалась для священнослужителей лишением сво­ боды или гибелью. В январе 1930 г. был арестован священник Ваймужского прихода Котовского сельсовета Емецкого района Северного края Александр Павло­ вич Сидоровский, обвинявшийся в незаконном сборе средств с сельских жителей на содержание церкви в 1929 г., препятствии закрытию часовни в д. Осередок и церкви в д. Гора-Донкова, призывах к женщинам не посе­ щать собраний, кино и спектаклей, не отпускать туда детей, т.к. там идет глумление над верой. Постановлением заседания Тройки при ПП ОГПУ Севкрая от 30 апреля 1930 г. он был заключен в концлагерь на три года (считая со дня ареста 16.01.1930 г.)2. На этом злоключения священника не закончились. В сентябре - октябре 1937 г. он проходил в качестве обви­ няемого по делу контрреволюционной группы кулаков Хавровского сель­ совета Емецкого района Северной области, якобы как предоставлявший свой дом для тайных собраний. Один из свидетелей обвинения заявил, что священник «...под видом оживления церкви и отправлений религиозных обрядов активно проводит контрреволюционные действия, направленные 1ГА РФ. - Ф. 5263. - Оп. 2. - Д. 12. - Л. 94-104. Архив УФСБ по Архангельской области. Фонд прекращенных уголовных дел. - Д. П -7542,-Л . 1,59. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz