Бардилева, Ю. П. Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. // Учёные записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - Вып. 11. - С. 74-82.

тия храмов, старалась найти новые пути их решения, правда, при сохране­ нии непримиримого отношения к Церкви. В докладной записке уже упоминавшегося выше т. Узкова «Практи­ ка проведения в жизнь законодательства о культах» (1936 г.) сообщалось о недооценке культовых вопросов и недостатках организационной работы по закрытию храмов: «...необходимо отметить большое количество грубых нарушений советского законодательства о религиозных культах на мес­ тах...; нет точного представления о религиозности населения, о деятельно­ сти религиозных организаций, о процессах, связанных с отмиранием рели­ гии...; много жалоб верующих на грубость, нетактичное поведение работ­ ников РИКов»1. Среди случаев оскорбления чувств верующих называется использование церквей в качестве хлебных складов-элеваторов, когда под­ час последние действующие в районах храмы засыпаются зерном, чтобы оправдать необходимость их изъятия. При этом все платежи с общины ве­ рующих взыскиваются. Нередко эти церкви возвращают обратно, правда, уже в совершенно испорченном и разворованном виде. Нередко, отмечает Узков, в качестве причин закрытия молитвенных зданий называют их вет­ хость или невыполнение ремонтных работ в них: «...Обычно церковь при­ знается «угрожающей обвалом», религ. обществу дается непосильный ре­ монт, в сроки, рассчитанные на невыполнение. Одновременно запрещается производить сбор средств среди верующих на ремонт, а потом, после исте­ чения срока, церковь закрывается по причинам невыполнения ремон­ та...»2. Примером такого случая может служить Пушемско-Николаевская церковь Подосиновского района Северного края - местные власти хотели, чтобы зимой верующие побелили и покрасили храм снаружи и внутри. А Лохотскому религиозному обществу Тарногского района Северного края предписали провести за 20(!) дней ремонт на сумму 6 500 рублей3! Нередкими являются жалобы населения на периодические закрытия храмов и прекращения в них богослужений под предлогом борьбы с эпи­ демиями в отдельных районах Северного края. Например, представители Бабаевского религиозного общества Котласского района Севкрая сообща­ ют, что с 1932 по 1935 гг. их церковь закрывали по этой причине 6 раз, в общей сложности на 400 дней. Увеличилось и количество жалоб на стеснения в регистрации свя­ щеннослужителей при тех или иных приходах. Нередко регистрируют об­ новленцев там, где уже действует тихоновское религиозное общество. Ко­ миссия имеет много примеров, когда «...районные и городские органы власти оказывают предпочтение обновленцам... Распространены методы передачи церквей из пользования староцерковников обновленцам, а потом 1ГА РФ. - Ф. 5263. - Оп. 2. - Д. 12. - Л. 88. 2Там же. - Л. 92. 3Там же. - Л. 93. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz