Бардилева, Ю. П. Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. // Учёные записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - Вып. 11. - С. 74-82.
щие выступали против привлечения священников к лесозаготовкам, про тив отобрания храмов, снятия колоколов и т.п. Нередкими были случаи обращений верующих во ВЦИК против принимаемых на местах решений о закрытии храмов и привлечении священников к различным работам. Не случайно поэтому, что через ОГПУ «по прямому проводу» всем окружко- мам и Коми-обкому Северного края было рекомендовано: «...закрывать церкви после широкой подготовительной работы, избегать ареста священ ников при отсутствии компрометирующего их политического и уголовного материала, не допускать самочинных обысков, арестов священников от дельными партийцами и комсомольцами, проводить их в случае надобно сти только через ОГПУ, милицию» (13.02.1930 г.)1. Однако из всего реко мендованного было учтено лишь последнее предложение. Помимо открытых выступлений с применением силы против закры вающих храмы, верующие использовали вполне легальные, конституцион ные методы борьбы за свое право на свободу вероисповеданий, гарантиро ванную законодательством, например, направляя жалобы в Президиум ВЦИК, чаще всего на имя «всесоюзного старосты» Калинина, в Постоян ную Центральную комиссию по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР. Так, 29 мая 1933 г. в Президиум ВЦИК в г. Москву было отправле но прошение уполномоченного церковно-приходского совета Ладвинского сельсовета Прионежского района АКССР Якова Алексеевича Флотского. Он пишет о злоупотреблениях со стороны местных властей: «...колокола со всех Церквей партийными лицами выброшены и уничтожены, и по следняя Церковь на Борках превращена в клуб; старое кладбище... переве дено на новое место от Церквей более километра, где при существовании бывшего женского монастыря на том месте зарывался больной и заражен ный сибирской язвою и другими болезнями павший скот...»2. Данное об ращение со стороны этого религиозного общества, как следует из жалобы, не первое. Ранее верующим удалось, опираясь на положительное решение ВЦИКа, отстоять одну из двух имеющихся в селе церквей - каменную, при упомянутом выше старом кладбище, не допустив там создание клуба. Од нако местный участковый инспектор вновь рьяно взялся за проведение ра бот по изъятию храмов. Теперь в этой каменной церкви предполагалось открытие столовой, другую же, деревянную (Параскевы Пятницы), и вовсе собирались уничтожить как пустующую. Кстати, пустовать она начала по сле того, как местный милиционер Гордеев приказал священнику уезжать, пригрозив арестом и отправкой в тюрьму в г. Петрозаводск1. 1ГААО. - Ф. 290. - On. 1. - Д. 378. - Л. 6-7, 70. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). - Ф. 5263. - On. 1. - Д. 166.-Л . 4. ' 1Там же. - Л. 5-6. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz