Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Помимо ремонта монастырских зданий, которые предполагалось ис пользовать на случай эвакуации, местные власти заботились и о благоуст- роении храмов. Так, в декабре 1919 г. комиссия государственного контро ля при управлении г. Мурманска приняла выполнение отдельных работ по отоплению и ремонту дверей в Никольской церкви г. Мурманска. В утвер жденных планах строительства в г. Мурманске предполагалось в том же году отведение участков для возведения церкви и костела для переселен цев с линии железной дороги. Однако пока не было католических и люте ранских священников, православное духовенство венчало всех христиан, вступавших в брак, о чем свидетельствуют метрические книги Никольской церкви г. Мурманска1. Кстати, до апреля 1918 г. метрические книги по мурманской церкви подписаны двумя бывшими «морскими» священниками - о. Алексеем Иваницким и протоиереем Павлом Вороновым. С мая 1918 г. - только П. Вороновым. В мае - июне 1919 г. постоянного священника в Николь ской церкви г. Мурманска не было, метрические книги вел протоиерей Пазрецкого прихода Назарий Синцов. Протоиерей Павел Иванович Воро нов отбыл в отпуск, в Крым, вероятно в Таврическую губернию, где ранее он был священником. Вплоть до 20 мая 1919 г. должен был продолжаться его отпуск, однако и по истечении его о. Павел не вернулся в Мурманск. Дальнейшая судьба его неизвестна. В мурманской церкви в конце августа 1919 г. начал службу священник Николай Хрисанфович Азлов из Китов- ского Владимирского прихода. При Мурманском приходе с сентября 1919 г. числился еще заштатный священник Николай Григорьевич Кузне цов. К 1920 г. в этом приходе в качестве православных прихожан называ лось 2 500 человек из почти 8 тысяч жителей города2. Пока Церковь налаживала отношения с властями Северной области и обустраивала свое существование, представители советских партийных ор ганов, которые контролировали часть Архангельской епархии и губернии, выдвигали свои предложения по религиозному вопросу. Еще в июле 1919 г. на I Архангельской губернской конференции РКП(б) проблемы отношения к религии и Церкви стали предметом обсуж дения. Общим стало мнение, что член партии не может иметь никакого от ношения к религии как к пережитку старой буржуазной идеологии (И. Булатов), что даже сочувствующий партии не может быть верующим (Тимме). Предложено было бороться с религией путем систематической пропаганды, однако, «...избегая нетактичных выступлений...», стараясь «...в деревне не задевать религиозный фанатизм, потому что он от этого усиливается». ' ГАМО. Ф. Р-45. Оп. 1. Д. 14. Л. 56; ГАМО. Ф. Р-45. Оп. 1. Д. 15. JI. 37, 37об; ГАМО. Ф. И-38. Оп. 1. Д. 6. Л. 21об-29, 94о б-110. 2 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 355. Л. Зоб, 8об-11; ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1262. Л. 236; ГАМО. Ф. И-38. Оп. 1. Д. 6. Л. 1об—2, 3-20, 43-55. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz