Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
рохода «Михаил Архангел», принадлежащего монастырю, были призваны в армию по окончании навигации, что, по мнению властей, никак не могло повлиять на ход ремонтных работ1. Так что с утверждением, что монасты ри Северной области были опорными пунктами для белогвардейцев, мож но согласиться, учитывая, что они были пересылочными базами на случай эвакуации, но признать их «вооруженными гнездами контрреволюции» было бы слишком категорично и односторонне. Однако позднее факт общения монастырского начальства и приход ских священников с интервентами был весьма успешно использован в раз вертывании антирелигиозной пропаганды. Так, антирелигиозник-пропаган дист из Ленинграда Н. Бронницкий отмечал, что захват интервентами Мур манского края был встречен «...попами, монахами и сектантами-проповед- никами с большой радостью... Подвизавшийся в Мурманске в период ин тервенции некий протоиерей Соколов (возможно речь идет о Павле Воро нове, т.к. ни в каких документах упоминания священника Соколова нет. - Ю .Б .) добился ряда революционных рабочих...». Любопытно, что Н. Брон ницкий обвинил православных священников даже в том, что они в мурман ской церкви проводили совместные богослужения с католиками, лютерана ми и баптистами. Историю же занятия интервентами монастырских постро ек и имущества он и вовсе преподносил как прямое согласие монастырско го начальства на открытие здесь концентрационного лагеря: «В октябре 1918 года монастырские здания и сооруженные на скорую руку земляные тюрьмы были переполнены арестованными. Руководство монастыря усту пило интервентам под тюрьму один из приделов церкви...». Со слов одно го из арестованных, Колосова, монахи встречали арестованных на приста ни бранью, плевали им в лицо, смотрели с ярой злобой на прибывших2. Правда, в другом источнике, тоже не проникнутом особой любовью к Трифоно-Печенгскому монастырю, указывалось, что первую партию арестованных (22 человека) привезли из Мурманска на тральщике на чер дак недостроенного дома, принадлежавшего обители. Дом в полутора вер стах от дер. Печенги предназначался для богомольцев. На его первом эта же разместилось 100 сербов, а на втором - 80-90 юнкеров. Последние ока зались здесь, бежав из Петрограда. Юнкера выбили в здании окна, и аре стованные продрогли от холода. Потом сюда привезли еще 48 человек, для которых построили каменный склеп по проекту англичан. Следующих 100 арестантов разместили в банях, сараях, конюшнях, «забранных у мо нахов англичанами». Печенгская тюрьма просуществовала до апреля 1918 г., пропустив через себя до 300 человек3. Как видим, здесь ни слова о причастности монахов к деятельности против арестантов. 1 ГАМО. Ф. Р-48. Оп. 1.Д . 2. Л. 97. 2 Бронницкий Н. Духовенство и интервенция // Полярная правда. 1940. С. 3. Иванов А. Тюрьмы Антанты на севере (воспоминания заложников) // Карело- Мурманский край. 1927. № 2. С. 14-15. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz