Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

рохода «Михаил Архангел», принадлежащего монастырю, были призваны в армию по окончании навигации, что, по мнению властей, никак не могло повлиять на ход ремонтных работ1. Так что с утверждением, что монасты­ ри Северной области были опорными пунктами для белогвардейцев, мож­ но согласиться, учитывая, что они были пересылочными базами на случай эвакуации, но признать их «вооруженными гнездами контрреволюции» было бы слишком категорично и односторонне. Однако позднее факт общения монастырского начальства и приход­ ских священников с интервентами был весьма успешно использован в раз­ вертывании антирелигиозной пропаганды. Так, антирелигиозник-пропаган­ дист из Ленинграда Н. Бронницкий отмечал, что захват интервентами Мур­ манского края был встречен «...попами, монахами и сектантами-проповед- никами с большой радостью... Подвизавшийся в Мурманске в период ин­ тервенции некий протоиерей Соколов (возможно речь идет о Павле Воро­ нове, т.к. ни в каких документах упоминания священника Соколова нет. - Ю .Б .) добился ряда революционных рабочих...». Любопытно, что Н. Брон­ ницкий обвинил православных священников даже в том, что они в мурман­ ской церкви проводили совместные богослужения с католиками, лютерана­ ми и баптистами. Историю же занятия интервентами монастырских постро­ ек и имущества он и вовсе преподносил как прямое согласие монастырско­ го начальства на открытие здесь концентрационного лагеря: «В октябре 1918 года монастырские здания и сооруженные на скорую руку земляные тюрьмы были переполнены арестованными. Руководство монастыря усту­ пило интервентам под тюрьму один из приделов церкви...». Со слов одно­ го из арестованных, Колосова, монахи встречали арестованных на приста­ ни бранью, плевали им в лицо, смотрели с ярой злобой на прибывших2. Правда, в другом источнике, тоже не проникнутом особой любовью к Трифоно-Печенгскому монастырю, указывалось, что первую партию арестованных (22 человека) привезли из Мурманска на тральщике на чер­ дак недостроенного дома, принадлежавшего обители. Дом в полутора вер­ стах от дер. Печенги предназначался для богомольцев. На его первом эта­ же разместилось 100 сербов, а на втором - 80-90 юнкеров. Последние ока­ зались здесь, бежав из Петрограда. Юнкера выбили в здании окна, и аре­ стованные продрогли от холода. Потом сюда привезли еще 48 человек, для которых построили каменный склеп по проекту англичан. Следующих 100 арестантов разместили в банях, сараях, конюшнях, «забранных у мо­ нахов англичанами». Печенгская тюрьма просуществовала до апреля 1918 г., пропустив через себя до 300 человек3. Как видим, здесь ни слова о причастности монахов к деятельности против арестантов. 1 ГАМО. Ф. Р-48. Оп. 1.Д . 2. Л. 97. 2 Бронницкий Н. Духовенство и интервенция // Полярная правда. 1940. С. 3. Иванов А. Тюрьмы Антанты на севере (воспоминания заложников) // Карело- Мурманский край. 1927. № 2. С. 14-15. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz