Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

об освобождении ряда односельчан, арестованных 3 апреля 1920 г. по об­ винению в эксплуатации чужого труда, сотрудничестве с белыми и союз­ ническими войсками и в выступлениях против советской власти, среди ко­ торых упоминается и священник Богданов. Решение собрания явно свиде­ тельствует об их невиновности: «...мы находим, что вышеупомянутые гра­ ждане... за все время пребывания белых местных и союзнических банд не выступали ни открыто, ни тайно, не замечены в пропаганде против совет­ ской власти... Если и были какие неправильные действия с их стороны, то (их) мы объясняем тем, что... под угрозой уничтожения всей деревни пол­ ковником Судаковым... они и сделали некоторые ошибки... Мы, граждане и гражданки, пострадавшие от белых банд в лице своих мужей и сыновей, находим вышеупомянутых лиц... совершенно невиновными». На этом соб­ рании присутствовало около 80 человек1, и думается, что, перенеся гибель собственных близких, они не стали бы оправдывать виновных. Часто в работах советских авторов монастыри и церкви представля­ ются базами белогвардейцев, их «...своеобразными явочными пунктами», на территории которых хранились большие запасы оружия и боеприпасов". Например, указывается, что в Соловецком монастыре находилось 8 трех­ дюймовых орудий, 2 пулемета, более 600 винтовок (берданок), а также большое количество пороха и снарядов3. Однако заблуждением было бы полагать, что все это чисто «монастырское хозяйство». Соловецкий мона­ стырь, как и ряд других в Северной области (Кожеозерский, Трифоно- Печенгский), предполагалось использовать не как военные базы, а как опорные пункты на случай эвакуации войск и населения в качестве край­ ней меры, о чем свидетельствуют и документы. В данном параграфе уже указывалось, что Трифоно-Печенгский мо­ настырь разместил в своих жилых постройках англичан и русских пред­ ставителей Белой армии. Главноуполномоченный по эвакуации в Мурман­ ском крае Белиловский лично руководил работами по подготовке обители для размещения там войск в случае возникновения необходимости срочно покинуть прежние места дислокации. Иеродиакон Нестор и монах Зосима лично осмотрели здания мона­ стыря, отметив, что многие постройки повреждены, разбиты стекла, нет зимних рам (ноябрь 1919 г.). По распоряжению Белиловского начальник уездной Печенгской милиции отдал ключи от мастерских и иных зданий Трифоно-Печенгскому монастырю, который и приступил к ремонту4. Что же до Соловецкого монастыря, то решения, принимаемые властями, не всегда были положительны для него. По решению начальника местной бригады по части мобилизации в октябре 1919 г. 6 человек из команды па' ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 513. Л. 134-135. Плаксин Р.Ю. Указ. соч. С. 114. 3 Там же. С. 118; Зайцев В.А. Указ. соч. С. 123. 4 ГАМО. Ф. Р-48. Оп. 1. Д. 2. Л. 50, 149-150об. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz