Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
об освобождении ряда односельчан, арестованных 3 апреля 1920 г. по об винению в эксплуатации чужого труда, сотрудничестве с белыми и союз ническими войсками и в выступлениях против советской власти, среди ко торых упоминается и священник Богданов. Решение собрания явно свиде тельствует об их невиновности: «...мы находим, что вышеупомянутые гра ждане... за все время пребывания белых местных и союзнических банд не выступали ни открыто, ни тайно, не замечены в пропаганде против совет ской власти... Если и были какие неправильные действия с их стороны, то (их) мы объясняем тем, что... под угрозой уничтожения всей деревни пол ковником Судаковым... они и сделали некоторые ошибки... Мы, граждане и гражданки, пострадавшие от белых банд в лице своих мужей и сыновей, находим вышеупомянутых лиц... совершенно невиновными». На этом соб рании присутствовало около 80 человек1, и думается, что, перенеся гибель собственных близких, они не стали бы оправдывать виновных. Часто в работах советских авторов монастыри и церкви представля ются базами белогвардейцев, их «...своеобразными явочными пунктами», на территории которых хранились большие запасы оружия и боеприпасов". Например, указывается, что в Соловецком монастыре находилось 8 трех дюймовых орудий, 2 пулемета, более 600 винтовок (берданок), а также большое количество пороха и снарядов3. Однако заблуждением было бы полагать, что все это чисто «монастырское хозяйство». Соловецкий мона стырь, как и ряд других в Северной области (Кожеозерский, Трифоно- Печенгский), предполагалось использовать не как военные базы, а как опорные пункты на случай эвакуации войск и населения в качестве край ней меры, о чем свидетельствуют и документы. В данном параграфе уже указывалось, что Трифоно-Печенгский мо настырь разместил в своих жилых постройках англичан и русских пред ставителей Белой армии. Главноуполномоченный по эвакуации в Мурман ском крае Белиловский лично руководил работами по подготовке обители для размещения там войск в случае возникновения необходимости срочно покинуть прежние места дислокации. Иеродиакон Нестор и монах Зосима лично осмотрели здания мона стыря, отметив, что многие постройки повреждены, разбиты стекла, нет зимних рам (ноябрь 1919 г.). По распоряжению Белиловского начальник уездной Печенгской милиции отдал ключи от мастерских и иных зданий Трифоно-Печенгскому монастырю, который и приступил к ремонту4. Что же до Соловецкого монастыря, то решения, принимаемые властями, не всегда были положительны для него. По решению начальника местной бригады по части мобилизации в октябре 1919 г. 6 человек из команды па' ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 513. Л. 134-135. Плаксин Р.Ю. Указ. соч. С. 114. 3 Там же. С. 118; Зайцев В.А. Указ. соч. С. 123. 4 ГАМО. Ф. Р-48. Оп. 1. Д. 2. Л. 50, 149-150об. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz