Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
стианских заповедях и стремится их уничтожить... В России случилось двойное богохульство: чужеродных правителей и части одичавшего и оз веревшего народа... Эти несчастные русские вернулись к первородному греху, продали своего Бога и Спасителя, продали родину и государство свое... на новое распятие народа русского на кресте...». А жители Княжой губы (Кольский полуостров) еще раньше, в 1918 г., высказывались, что «...пребывание в нашем крае союзных войск является крайне необходи мым, так как только они могут спасти нас от финско-германского нападе ния...» . В истории этого местечка в период Северной области есть трагич ная страница, которая связана с так называемой Княжегубской трагедией. 8 октября 1919 г. здесь были расстреляны 17 княжегубцев, в том числе подросток-партизан, 2 крестьянина из северокарельских деревень и 2 фин ских красногвардейца. В течение долгого времени роль Церкви в данной трагедии оценива лась как антигуманная, контрреволюционная —отмечалось, что наряду с белогвардейцами в вынесении смертного приговора участвовал и местный священник Богданов2. Однако, есть несколько причин, чтобы не согласить ся с такой трактовкой. Во-первых, канонически ни один священник не может участвовать в вынесении приговора, обрекающего на смерть. Единственное, чем может ограничиваться его участие при вынесении смертного приговора, так это исповедью и причащением приговоренных к казни, если они выразят свое согласие на это. Во-вторых, в деле «по поводу ареста граждан за пособничество вра гу», хранящемся в Национальном архиве Республики Карелия ничего не говорится о прямом участии или присутствии священника во время рас стрела . Он обвинялся в заявлении в следственную комиссию Мурманского ревкома в том, что в момент восстания крестьян Княжой губы 30 сентября 1918 г. по собственной инициативе выступил с речами и убедил крестьян сложить все оружие у церкви. После этого Богданов вскинул над колоколь ней белый флаг и в деревню вошел карательный отряд подполковника Су- дакова, а после был произведен расстрел (командир партизанского отряда Поспелов, написавший об этом, указывает 27 человек в числе расстрелян ных). Обвинить священника можно лишь в том, что он надеялся на урегу лирование отношений мирным путем после сдачи на милость победителя. В-третьих, есть весьма интересный документ, подтверждающий не виновность священника Богданова. Это протокол № 12 общего собрания жителей Княжой губы от 21 апреля 1920 г. На нем рассматривался вопрос Большевизм - богохулен и безнравственен // Мурманский вестник. 1919. 23 августа. С. 1, Возрождение Севера. 1918. 15 августа. С. 4; Береснев Н. Партизаны Княжегубья // Кандалакшский коммунист. 1987. 30 апреля. С. 3. 2 ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 277. Л. 21-23. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. П-14. Оп. 1. Д. 6/185. Л. 2. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz