Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
граждения и квартиру. Кстати, прихожане просили выделить из Ковдского прихода самостоятельный Чернорецкий, мотивируя это тем, что на желез ной дороге умирает много людей, а потому некому их там отпевать. Одна ко мнение епархиальных властей было иным. Благочинный III Кемского благочиния дал отрицательную характеристику священнику, заявив, что карельские иереи «беленцы» (видимо, белое духовенство) не могут совер шать богослужения. О. Александр был возмущен таким заявлением и вы двинул встречное предложение духовным властям - если они не назначат его священником в Черную реку, то пусть снимут с него сан священника, хотя бы и вопреки его собственному желанию. 23 февраля 1919 г. граждане Черной реки вступились за священника. В своем письме они отмечали, что благодаря о. Александру они «...каждый праздник слушали богослужения в своем храме и живую проповедь пастыря... Устраивались им крестные ходы по сему и всякая духовная треба исполнялась аккуратно с молитвен ным настроением». Верующие сообщали, что священник Попов вел вполне достойный образ жизни, преподавал в школе Закон Божий, даже будучи больным ходил исповедовать нуждающихся, «...табака не курит, в карты не играет», жил «...одиноким отшельником, в разлуке с семьей». В резуль тате епархиальные власти разрешили ему поселиться в Черной реке (если Ковдский приход будет не против). До окончательного решения вопроса он числился заштатным священником1. Пока одни священники поддерживали в верующих религиозное чув ство, другие толкали их к отказу от веры. Так, исполняющий должность начальника милиции 4 участка Александровского уезда И.А. Филиппов сообщал в июле 1919 г. мировому судье П.Ф. Пьянкову, что прибыв в Умбу, вместо прежних мирных жителей встретил здесь «...почти поголов но (за небольшим исключением) все население горячо сочувствующее Советской власти». Он отмечал, заражение большевистскими идеями «...произошло от сильной агитации с корыстной целью для себя местного священника (уже бывшего арестованным Союзниками 1 августа 1918 года и теперь почему-то на свободе) Анатолия Попова, псаломщика Ивана Ко- ковина и мест, крестьян... в числе 12 человек»2. А ведь в ведомостях Воскресенского Умбского прихода на рубеже столетий об отце Анатолии сообщали, что он исполняет пастырский долг усердно, поведения весьма хорошего, да и в проповеднической деятельно сти был отмечен в числе лучших! Позднее, в середине 1920-х гг, он снимет с себя сан. Несмотря на поддержку Церковью решений власти, последняя все же иногда опасалась каких-либо непредвиденных ситуаций, например, при передаче причтовых земель земским управам. ' ГААО. Ф. 29. Оп. 1 .Т .2 .Д . 1407. Л. 1 ,2 ,9 , 12, 15-15об. РГВА. Ф. 40311. Оп. 1. Д. 22. Л. 192; ГАМО. Ф. И-73. Оп. 1. Д. 9. Л. 114об-115. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz