Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

граждения и квартиру. Кстати, прихожане просили выделить из Ковдского прихода самостоятельный Чернорецкий, мотивируя это тем, что на желез­ ной дороге умирает много людей, а потому некому их там отпевать. Одна­ ко мнение епархиальных властей было иным. Благочинный III Кемского благочиния дал отрицательную характеристику священнику, заявив, что карельские иереи «беленцы» (видимо, белое духовенство) не могут совер­ шать богослужения. О. Александр был возмущен таким заявлением и вы­ двинул встречное предложение духовным властям - если они не назначат его священником в Черную реку, то пусть снимут с него сан священника, хотя бы и вопреки его собственному желанию. 23 февраля 1919 г. граждане Черной реки вступились за священника. В своем письме они отмечали, что благодаря о. Александру они «...каждый праздник слушали богослужения в своем храме и живую проповедь пастыря... Устраивались им крестные ходы по сему и всякая духовная треба исполнялась аккуратно с молитвен­ ным настроением». Верующие сообщали, что священник Попов вел вполне достойный образ жизни, преподавал в школе Закон Божий, даже будучи больным ходил исповедовать нуждающихся, «...табака не курит, в карты не играет», жил «...одиноким отшельником, в разлуке с семьей». В резуль­ тате епархиальные власти разрешили ему поселиться в Черной реке (если Ковдский приход будет не против). До окончательного решения вопроса он числился заштатным священником1. Пока одни священники поддерживали в верующих религиозное чув­ ство, другие толкали их к отказу от веры. Так, исполняющий должность начальника милиции 4 участка Александровского уезда И.А. Филиппов сообщал в июле 1919 г. мировому судье П.Ф. Пьянкову, что прибыв в Умбу, вместо прежних мирных жителей встретил здесь «...почти поголов­ но (за небольшим исключением) все население горячо сочувствующее Советской власти». Он отмечал, заражение большевистскими идеями «...произошло от сильной агитации с корыстной целью для себя местного священника (уже бывшего арестованным Союзниками 1 августа 1918 года и теперь почему-то на свободе) Анатолия Попова, псаломщика Ивана Ко- ковина и мест, крестьян... в числе 12 человек»2. А ведь в ведомостях Воскресенского Умбского прихода на рубеже столетий об отце Анатолии сообщали, что он исполняет пастырский долг усердно, поведения весьма хорошего, да и в проповеднической деятельно­ сти был отмечен в числе лучших! Позднее, в середине 1920-х гг, он снимет с себя сан. Несмотря на поддержку Церковью решений власти, последняя все же иногда опасалась каких-либо непредвиденных ситуаций, например, при передаче причтовых земель земским управам. ' ГААО. Ф. 29. Оп. 1 .Т .2 .Д . 1407. Л. 1 ,2 ,9 , 12, 15-15об. РГВА. Ф. 40311. Оп. 1. Д. 22. Л. 192; ГАМО. Ф. И-73. Оп. 1. Д. 9. Л. 114об-115. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz