Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

лые дома, жалованье, и даже возможную дополнительную «подработку» в должности бухгалтера и секретаря в местном кооперативе. В это же время диакон Спасо-Введенской церкви г. Архангельска Николай Шешенин просил направить его в Рындский приход, посвятив в священнический сан. Благочинный протоирей М. Легатов отзывался об о. Николае как о человеке весьма хорошего поведения, исполнительном по службе и, несмотря на невысокий уровень образования (не закончил по­ следний класс духовного училища), хорошо разбиравшемся в богословии. 15 сентября 1919 г. он был посвящен в сан священника и назначен в Рынд­ ский приход. Вся оставшаяся его жизнь с этого момента оказалась связана с Мурманским краем1. С другой стороны, некоторые представители духовенства, напротив, покидали Кольский Север. Например, диакон Кольского Собора Иоанн Костылев по собственному прошению в августе 1919 г. был переведен на более низкую должность псаломщика в Спасо-Введенскую церковь г. Ар­ хангельска, откуда через полмесяца отправится Николай Шешенин в Рынду2. Бедственное положение священников и монашествующих подчас подталкивало их мысли о снятии сана и поиске нового для себя занятия. Так, благочинный Александровского благочиния Василий Мартынов в ян­ варе 1919 г. докладывал в Архангельский Епархиальный Совет, что пса­ ломщик упомянутого выше Рындского прихода, Александр Перовский на­ писал прошение об увольнении его от должности, мотивировав свое реше­ ние тем, что обязанности по псаломщической службе мешают его домаш­ ним делам (23.10.1918 г.). Прошение было подписано, псаломщик стал ми­ лиционером в Рынде. Священник Павел Иванович Васильев из Канда­ лакшского прихода указывал в своем рапорте в ноябре 1918 г., что он: «...человек слишком слабый, маловерный и неспособный, как показала моя четырехгодинная служба в сем сане, для того, чтобы считаться пасты­ рем... Решение мое снять сан бесповоротно, а посему могущие быть уве­ щевания и вразумления - бесполезны»3. Нешуточные споры разгорелись вокруг прошения крестьян селения Черная река (в других источниках - Черная речка) Керетской волости Ковдского прихода Кемского уезда об открытии у них самостоятельного прихода. В июле 1918 г. священник Логоварацкого прихода Кемского уез­ да Александр Попов сообщил епископу Архангельскому Нафанаилу, что совершает в Ковдской церкви богослужения, ведет в ней метрические кни­ ги, что готов оставить свой приход и учительскую должность в Карелии, где условия для жизни стали совсем невозможными. Обратился священник к владыке после того, как граждане Черной реки попросили его стать штат­ ным священнослужителем в их приходе и пообещали приличное возна­ 1 ГААО. Ф. Р-5300. Оп. 2. Д. 35. Л. 1-3, 8. 2 ГААО. Ф. Р-5300. Оп. 2. Д. 68. Л. 1. 3 ГААО. Ф. Р-5300. Оп. 2. Д. 109. Л. 1, 2; ГААО. Ф. 29. Оп. 1.Д. 1369. Л. 1-1об. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz