Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
лые дома, жалованье, и даже возможную дополнительную «подработку» в должности бухгалтера и секретаря в местном кооперативе. В это же время диакон Спасо-Введенской церкви г. Архангельска Николай Шешенин просил направить его в Рындский приход, посвятив в священнический сан. Благочинный протоирей М. Легатов отзывался об о. Николае как о человеке весьма хорошего поведения, исполнительном по службе и, несмотря на невысокий уровень образования (не закончил по следний класс духовного училища), хорошо разбиравшемся в богословии. 15 сентября 1919 г. он был посвящен в сан священника и назначен в Рынд ский приход. Вся оставшаяся его жизнь с этого момента оказалась связана с Мурманским краем1. С другой стороны, некоторые представители духовенства, напротив, покидали Кольский Север. Например, диакон Кольского Собора Иоанн Костылев по собственному прошению в августе 1919 г. был переведен на более низкую должность псаломщика в Спасо-Введенскую церковь г. Ар хангельска, откуда через полмесяца отправится Николай Шешенин в Рынду2. Бедственное положение священников и монашествующих подчас подталкивало их мысли о снятии сана и поиске нового для себя занятия. Так, благочинный Александровского благочиния Василий Мартынов в ян варе 1919 г. докладывал в Архангельский Епархиальный Совет, что пса ломщик упомянутого выше Рындского прихода, Александр Перовский на писал прошение об увольнении его от должности, мотивировав свое реше ние тем, что обязанности по псаломщической службе мешают его домаш ним делам (23.10.1918 г.). Прошение было подписано, псаломщик стал ми лиционером в Рынде. Священник Павел Иванович Васильев из Канда лакшского прихода указывал в своем рапорте в ноябре 1918 г., что он: «...человек слишком слабый, маловерный и неспособный, как показала моя четырехгодинная служба в сем сане, для того, чтобы считаться пасты рем... Решение мое снять сан бесповоротно, а посему могущие быть уве щевания и вразумления - бесполезны»3. Нешуточные споры разгорелись вокруг прошения крестьян селения Черная река (в других источниках - Черная речка) Керетской волости Ковдского прихода Кемского уезда об открытии у них самостоятельного прихода. В июле 1918 г. священник Логоварацкого прихода Кемского уез да Александр Попов сообщил епископу Архангельскому Нафанаилу, что совершает в Ковдской церкви богослужения, ведет в ней метрические кни ги, что готов оставить свой приход и учительскую должность в Карелии, где условия для жизни стали совсем невозможными. Обратился священник к владыке после того, как граждане Черной реки попросили его стать штат ным священнослужителем в их приходе и пообещали приличное возна 1 ГААО. Ф. Р-5300. Оп. 2. Д. 35. Л. 1-3, 8. 2 ГААО. Ф. Р-5300. Оп. 2. Д. 68. Л. 1. 3 ГААО. Ф. Р-5300. Оп. 2. Д. 109. Л. 1, 2; ГААО. Ф. 29. Оп. 1.Д. 1369. Л. 1-1об. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz