Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Одной из новых проблем для православия на Кольском Севере в го­ ды Гражданской войны стала проблема выстраивания взаимоотношений с представителями иных конфессий. До 1917 г. Русская Православная Цер­ ковь имела статус государственной и чувствовала поддержку со стороны государства. В новых условиях ей оставалось уповать только на свои силы в противодействии распространению иных вероучительных практик на Кольском Севере. В январе 1919 г. священник Кильдинского прихода Диомидов сообщал благочинному, что в районе его прихода появились баптисты, которые приехали из южных губерний России еще в годы строительства Мурманской железной дороги. Благочинный 1-го благочи­ ния Александровского округа Василий Мартынов в начале 1919 г. сообщил в Епархиальный Архангельский Миссионерский Совет о распространении баптизма в Кильдинском приходе, в особенности на железнодорожных станциях «Имандра» и «Оленья», о том, что в Мурманске действует обще­ ство евангельских христиан. В журнале заседаний данного совета (18 фев­ раля - 3 марта 1919 г.) сохранились рекомендации священнослужителям о мерах борьбы с распространением чуждых православию учений: призывы всем принтам приходов, расположенных вдоль Мурманской железной до­ роги, внимательно относиться к религиозным нуждам населения, не остав­ лять их без своего пастырского надзора и наставления в деле веры и доб­ рой жизни, следить за перемещениями сектантских проповедников, разда­ вать книги и брошюры о православной вере местным жителям1. В «Мурманском вестнике» в марте того же года сообщалось, что для католиков Мурманского района все религиозные обряды исполняет падре Эозо Рэмо в итальянском госпитале в Коле и падре Брадлей в доме обще­ ства молодых христиан (рядом с французской миссией, неподалеку от анг­ лийского консульства) в Мурманске2. В отличие от протестантских тече­ ний эти католические миссии почти не вызывали опасений со стороны православного духовенства - практически все их прихожане были из числа иностранцев (интервентов), прозелитистских настроений у них и их свя­ щенников не наблюдалось. Правда, мысль о возможном строительстве в будущем в Мурманске не только православной церкви, но и костела не­ много настораживала3. Частые перемещения священников и диаконов из одних приходов Архангельской епархии в другие в период Гражданской войны стали обычным делом. С одной стороны, это объяснялось желанием самого ду­ ховенства, хотевшего покинуть разоренные приходы, где практически не оставалось верующих и достойных условий существования, с другой - стремлением епархиальных властей рукоположить диаконов в священники и отправить их в пустующие приходы по просьбам мирян. К сожалению, 1 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 341. Л. 1-6об. Мурманский вестник. 1919. 22 марта. С. 4. 3 ГАМО. Ф. Р-45. Оп. 1.Д . 14. Л. 56; ГАМО. Ф. Р-45. Оп. 1.Д. 15. Л. 37, 37об. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz