Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
вом и церковно-приходским собранием. Волостные и уездные управы ре шали все вопросы о распределении земель духовного ведомства . Закон от 4 апреля 1919 г. в целом не получил одобрения. Правые круги оценили документ как «политическую ошибку», а духовенство как «попрание своих прав». К началу 1920 г. церковно-причтовые земли были приняты земством лишь в 23 приходах из 275. В то же время губернатор ская земская управа решила оставить за крестьянами в 1919 г. часть мона стырских земель, которые и так уже находились в их пользовании2. В принципе в реальную жизнь почти ничего нового этот закон не внес: он признал де-юре захват и использование крестьянами монастыр ских и причтовых земель, что де-факто наблюдалось с самого момента ре волюции. Так, в бланках описания земельных владений монастыря, от правленных Трифоно-Печенгской обителью 22 октября 1919 г. на имя от дела земледелия особой земельной комиссии ВПСО, отмечалось, что со времени революции из монастырских владений отошло 1 200 десятин по косной земли в пользу местного населения. Там же сообщалось, что в последние годы монастырь был почти со вершенно вытеснен со своих земель из-за «разбойничьих поступков», в особенности колонистов из Червяной, которые собирали гагачий пух на принадлежащих обители Айновых островах. Поделены к 1919 г. были и рыболовные тони: как указывается еще в 1918 г. «...все рыболовные тони и участки отошли в равноправное пользование с окрестными жителями», а с торгов, за 500 рублей, были выделены монастырские участки в ст. Лодей- ном и по р. Печенге. Однако монахи не таили на местных жителей обиды, отмечая, что в 1919 г. «...монастырь пользуется участками без стеснения со стороны...» последних3. Вообще, после смерти о. Ионафана в 1915 г. для монастыря наступи ли нелегкие дни. Выбранный монашествующими вместо него казначей монастыря, престарелый иеромонах Порфирий, уже через полтора года не смог выполнять обязанностей из-за болезни, а присланный позднее из Со ловецкой обители игумен Иннокентий вскоре скончался (9 октября 1919 г. в г. Архангельске). С осени 1919 г. в течение последующих двух лет бра тией руководил совет из трех избираемых монахов. Монастырь по- прежнему занимался хозяйственной деятельностью, однако сокращалось поголовье скота, замерла жизнь в мастерских. Из бланков описания монастыря, подготовленных и утвержденных собором Печенгской обители в ноябре 1919 г. для Отдела земледелия Осо бой Земельной Комиссии ВПСО, известно, что в этот период братию со ставляли 50 человек разного возраста —от 23 до 73 лет, что «...из-за мало ВВПСО. 1919. 6 апреля. С. 1, 2; Голдин В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере. 1918-1920. Архангельск, 1993. С. 150. 2 Голдин В.И. Указ. соч. С. 150, 151. 3 ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1.Д . 31. Л. 1 ,3 ,2 4 -2 7 ,3 1 ,4 0 ,4 3 . 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz