Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
вопроса на Учредительном собрании предлагалось оставить Закон Божий в числе обязательных предметов для школы, но с определенными оговорками: ученики могли освобождаться от него по заявлению родителей или опеку нов, неуспеваемость по данному предмету или освобождение от него не могло служить препятствием для перевода в следующий класс, изучающие Закон Божий должны исполнять и все обряды религиозного культа, оплата законоучителям назначается так же, как и другим преподавателям1. На наш взгляд, данные предложения имели демократический харак тер, соблюдали права как верующего, так и неверующего населения, и бы ли приемлемы для переходного периода в государственно-церковных от ношениях. Позднее, в ноябре 1918 г., губернская земская управа, отмечала, что преподавание Закона Божия хоть и не обязательно, однако число изу чающих его - 100%2. На Кольском полуострове также сохраняется препо давание Закона Божия. Плату за обучение священникам вносит, однако, не Отдел Народного образования, а сами прихожане. Постоянное преподавание Закона Божия сохраняется в Кольском двухклассном приходском училище, в Мурманском высшем начальном училище на протяжении всего 1918 г. (по другим приходам записей в кли- ровых ведомостях по этому вопросу не содержится)3. Часто инициатива о сохранении обучения по этому предмету принадлежала самим прихожа нам. Так, например, общее собрание граждан Гавриловского общества 4 августа 1918 г. просило содействия благочинного о назначении к ним в приход священника, который мог бы обучать детей и удовлетворять ду ховные потребности христиан4. Вводимое на ряде территорий советское законодательство в отноше нии религии и Церкви подвергалось в прессе Архангельской губернии не изменной критике. Так, в статье «Штурм Церкви» отмечалось, что «...ни о какой свободе совести для православных говорить не приходится... народ отучают от необходимости обращаться в важнейших случаях жизни к Церкви... враг хитер: он справедливо думает, что пока еще православные успеют приспособиться к новым условиям, многие отпадут от веры, вы растет безрелигиозное поколение и силы Церкви будут ослаблены, подор ваны. Не будет у Церкви никаких материальных средств, не будет подго товленных руководителей, между тем пропаганда безбожия под обольсти тельным соусом социализма будет вливаться целыми пудами книг и бро шюр...»5. Во многом эти эмоционально высказанные опасения оказались вполне реалистичным прогнозом - вспомним хотя бы о том, как впослед ствии проводилась массовая антирелигиозная работа в 1920-1930-е гг. 1 Хроника. О преподавании Закона Б ож ия/ / Возрождение Севера. 1918.18 сентября. С. 3. 2 Хроника. Закон Божий // Возрождение Севера. 1918. 20 ноября. С. 3. 3 ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1.Д . 330. Л. 12об, 16об. 4 ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 236. Л. 2. 5 Архангельские епархиальные ведомости. 1918. № 1 (1 5 (28) января). С. 5-7. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz