Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Во-вторых, немногочисленностью и бедностью приходов на Коль ской земле, на наш взгляд, можно объяснить отсутствие жестких мер по отношению к священникам и Церкви - материальную базу принтов подры вать было не нужно, так как она и так была скудна, реквизировать у хра мов почти было нечего, да и священнослужители в большинстве своем не отличались особо активной деятельностью против власти. Тем не менее, еще в декабре 1918 г. Архангельский губернский отдел управления принял обязательное постановление, требующее от уездных вла стей сведения о наличии богослужебного имущества с описью, список не менее 20 граждан, согласных получить данное имущество под свое пору чительство и тому подобное. Вместе с этим постановлением на места были разосланы тексты декрета СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г., инструк ции Наркомюста, образец соглашения с группой верующих. Однако реаль ную возможность исполнить эти предписания имели лишь те приходы и уездные власти, где действовала советская власть и где не было распро странено влияние Временного правительства Северной области (ВПСО)1. Фактически вплоть до середины февраля - марта 1920 г. четкого со блюдения и осуществления на практике религиозного, церковного законо дательства советской власти на Кольском Севере не наблюдалось. Основу взаимоотношений между Церковью и государством духов ные власти Архангельской епархии заложили еще до появления первых декретов советской власти и образования Северной области. В сложное время, между двумя революциями, в июне 1917 г. в г. Ар хангельске был создан «Союз объединенного духовенства», который вы ступил перед епархиальным съездом духовенства, поставив перед ним ряд сложных вопросов, касающихся проблем обустройства Церкви в сложив шейся ситуации2. Проект его устава был опубликован в «Архангельских епархиальных ведомостях», чтобы миряне и священнослужители могли ознакомиться с ним и примкнуть к деятельности Союза. Д.С. Артамонов указывал на контрреволюционную сущность Союза, утверждая, что он был реакционной черносотенной организацией и требовал главенства Православной Церкви, но с этим трудно согласиться3. Главными целями, судя по проекту устава, были объединение духовенства и мирян для успешного решения общецерковных задач, поддержания православной веры в новых «условиях свободного демократического строя», защиты пра вовых и материальных интересов Церкви, охранению христианских начал в жизни, изыскания мер к «...умственному и религиозно-нравственному со вершенствованию своих членов». Для решения этих задач предполагалось 1920-70-е гг. (краткий обзор) / Религиозная жизнь Архангельского Севера. История и современность / под ред. проф. Лукина Ю.Ф. Архангельск, 1997. С. 22, 23. 1 Михайлов С.В. Указ. соч. С. 22, 23. 2 Артамонов Д.С. Северные церковники на службе у царизма. Архангельск, 1940. С. 54. 3 Там же. С. 54, 55. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz