Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

шению к Церкви и лишение последней одной и з статей дохода (от почитания мошей богомольцами). Однако в секретном циркуляре Наркомюста от 1 ап­ реля 1921 г. фактически признавалось поражение в решении этого вопроса . Вскрытие мощей, как правило, сопровождалось закрытием монасты­ рей, в которых они покоились. Специального декрета об упразднении их со­ ветская власть не принимала. Монастырские храмы подлежали ликвидации на общих основаниях с другими церковными зданиями. До 1921 г. было на­ ционализировано 673 монастыря, т.е. около половины от имевшихся в Рос­ сии в 1917 г.2 К осени 1920 г. завершилась национализация церковного имущества. Согласно отчету VIII отдела Наркомюста, к этому времени бы­ ло изъято 7 150 млн. рублей, 828 тысяч десятин монастырской земли, 1112 доходных домов и т.д.3 Продолжилось и вмешательство во внутренние дела Церкви. 18 мая 1920 г. циркуляром Наркомюста была проведена ликвидация почти всех епархиальных советов, тарелочные сборы в церквях воспрещались, так как не подлежали учету со стороны советской власти и делали «...возможным всякие злоупотребления»; священники в обязательном порядке привлека­ лись к всеобщей трудовой повинности, правда, с двумя оговорками: во- первых, их старались не использовать на прилюдных черных работах (очи­ стка улиц, базарных площадей), т.к. это могло вызвать «...лишь совершен­ но ненужное озлобление не только в сторонниках... религии...» и дать «...повод изображать таких служителей культов в виде каких-то мучеников за идею...»; во-вторых, исполнение трудовой повинности якобы никак не отражалось на совершении богослужений - если время общественных ра­ бот совпадало со временем богослужения группы верующих, то последние имели возможность перенести... «служение на часы, свободные от време­ ни, предназначенного для работ общественно-полезных»4. Следует, правда, отметить, что в том же двадцатом году в силу во­ шло положение и о материальном, точнее социальном, обеспечении свя­ щенников. Оно было логично: если в молодом возрасте священник при­ влекался к работам на пользу «общества», то в пожилом возрасте, достиг­ нув 55 лет, имел право, при отсутствии средств к жизни, обращаться с хо­ датайством о предоставлении помощи в местный отдел социального обес­ печения. При этом необходимость в снятии сана не оговаривалась5. Алексеев В.А. Указ. соч. С. 78; Кривова Н.А. Указ. соч. С. 15: Рогозяпский А. Стра­ сти по мощам. СПб., 1998. С. 24, 25. Русская Православная Церковь и коммунистиче­ ское государство... С. 61, 62; Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 79. 2 Русак В. (Степанов). Пир сатаны... С. 85; Зыбковец В.Ф. Указ. соч. С. 94. 3 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 79. 4 Там же. С. 78; VIII. Церковные сборы // Революция и церковь. 1922. № 1/3. С. 46; Ги- дулянов II.В. Указ. соч. С. 47; X. О гражданских правах и обязанностях служителей культа // Революция и церковь. 1922. № 1/3. С. 47. X. О гражданских правах... // Революция и церковь. 1922. № 1/3. С. 47. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz