Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
ноября 1918 г. действовало Временное Высшее Духовное Управление в Сибири и Приуралье, такой же орган возник на Юге России в мае 1919 г.1 Деятельность духовенства в рядах Белого движения принимала раз ные формы: торжественные богослужения и молебны за христолюбивое белое воинство, создание специальных военных формирований из числа духовенства (роты, отряды, батальоны и даже полки Иисуса, Богородицы, Святого Креста), проведение дней покаяния в Крыму осенью 1920 г. с торжественными крестными ходами и богослужениями по всем убиенным и в смуте погибшим, сбор средств на нужды Добровольческой армии и т.д.' За помощь Белому движению и даже за нейтральную позицию в Гражданской войне священнослужители и Церковь подверглись серьезным гонениям. Хотя Р.Ю. Плаксин и указывает, что случаи репрессий по отно шению к ним были немногочисленны, с этим трудно согласиться. С лета 1918 г. был развязан открытый террор против духовенства. Расстрелива лись крестные ходы, созыв населения с помощью набатного звона карался приговорами ревтрибунала (постановление СНК «О набатном звоне» от 2 августа 1918 г.). После постановления СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» погибли видные духовные деятели Церкви. По непол ным данным ВЧК того времени, за 1918-1919 гг. было расстреляно 846 священнослужителей, а 69 заключено в тюрьму. Новейшая статистика Православного Свято-Тихоновского Богословского Института рисует бо лее кровавую картину первой волны гонений: общее число репрессий со ставило 11 тысяч человек, из них - 9 тысяч расстрелов3. Комиссией гене рала А.И. Деникина, расследовавшей материал по красному террору, уста новлено, что погибло 28 епископов и 1 215 священников4. Помимо открытого террора используются меры так называемого «ра зоблачительного» характера, среди которых видное место заняла кампания 1918-1919 гг. по вскрытию святых мощей. Данная кампания началась с ли квидации святых мощей в Александро-Свирском монастыре в 1918 г. Основ ные же документы, на основании которых мероприятия такого рода допус кались, были приняты позже - 14 августа 1919 г. постановление Наркомюс- та об организационном вскрытии мощей и от 25 августа 1920 г .- о ликвида ции мощей во всероссийском масштабе. За всю кампанию вскрыли около 65 мощей. Советская власть преследовала при этом, главным образом, две цели: осуществление пропагандистской, антирелигиозной работы по отно 1 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 78; Алексеев В.А. Указ. соч. С. 140. 141; Боговой И.В. Указ. соч. С. 4. 2 Алексеев В.А. Указ. соч. С. 156, 157; Кандидов Б. «Дни покаяния» в Крыму в сентяб ре 1920 года // Антирелигиозник. 1929. № 7. С. 69-75; Его же. Роль церкви в органи зации контрреволюционных сил на Юге // Антирелигиозник. 1929. № 10. С. 36, 37. 3 Плаксин Р.Ю .Тихоновщ инаиеекрах. JI., 1987. С. 150; Кривова Н.А.Указ. соч.С. 14, 15. Милюков П.Н. Россия на переломе. Т. I. Происхождение и укрепление большевист ской диктатуры. Париж, 1927. С. 194. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz