Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Подобного рода разделение верующих и духовенства в гражданских правах свидетельствует, на наш взгляд, о ярком проявлении борьбы свет ской власти с духовной: это противопоставление государственной и пар тийной номенклатуры церковной иерархии. Лишь 24 августа 1918 г. был принят, а через шесть дней опублико ван, документ, разъяснявший многие спорные аспекты положения Церкви. Но вопреки ожиданиям последней, это оказался не новый закон, а инст рукция Наркомата юстиции о порядке проведения в жизнь прежнего дек рета, еще более ужесточившая требования властей1. Особенно серьезно обострила отношения власти и Церкви Граждан ская война, т.к. основная масса православного духовенства влилась в ряды противников советской власти. В белых армиях служило военное духовен ство - в войсках Колчака около 2 тысяч, у Деникина - более тысячи, у Врангеля - более 500 человек2. Такой выбор, по всей видимости, опреде лялся с одной стороны близостью идеологических позиций Церкви и Бело го движения, с другой - отсутствием реальной возможности занять ней тральную позицию в ходе войны. Дело в том, что советская власть не предусматривала для духовенст ва призывного возраста никакого исключения в несении воинской службы. Хотя 4 января 1919 г. все же был принят декрет СНК «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям», он имел в виду, как отмечал впоследствии П.А. Красиков, лишь «последователей сектантских учений»3. Так что у православного духовенства выбор был невелик: либо стать с оружием в руках под знамена Красной армии, либо остаться в каче стве военных священников у белых. Позиция же официальной Церкви и Патриарха Тихона признавала лишь политический нейтралитет, что отражало желание спасти жизни мно гих верующих и Церковь как институт. Еще весной 1918 г. церковный дея тель князь Г.И. Трубецкой отмечал, что Святитель Тихон не счел для себя возможным благословить одного из видных деятелей белого движения, не то чтобы войска Добровольческой армии. Позднее, 18 октября 1919 г., Патриарх Тихон обратился к духовенству Русской Церкви с призывом о невмешательстве в политическую борьбу4. Однако в полной мере послания патриарха распространялись лишь на территории епархий, с которыми Московская Патриархия могла под держивать отношения. Разделенность же России линиями военных фрон тов привела ряд епархий к необходимости перехода на самоуправление. С 1 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 75. 2 Титов В.Е. Православие. М., 1974. С. 102; Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 78. Гидулянов П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. Сборник узако нений и распоряжений с разъяснением V отдела НКЮ. М., 1923. С. 15; Красиков П.А. Указ. соч. С. 200. Цыпин В. Указ. соч. С. 32; Русская Православная Церковь в советское время... С. 136,137. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz