Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
(православной, римско-католической, старообрядческой и т.д.). Но вопрос о ее статусе и полномочиях, месте в центральных органах власти так и не был решен - комиссия в таком виде оказалась недееспособной1. 8 мая 1918 г. по предложению Наркомюста Совнарком распустил Межведомственную комиссию и поручил проведение в жизнь декрета «особому отделу Наркомюста» во главе с Г1.А. Красиковым. Отдел полу чил порядковый номер VIII (с 1922 г. - V), и за ним закрепилось наименование «ликвидационный». Фактически именно он стал определять государственную политику в отношении Церкви, а именно ликвидацию административно-управленческих церковных структур. Разъяснения и ука зания отдела вплоть до сентября 1918 г. были единственными правовыми документами, регламентирующими порядок разрешения практических во просов2. Летом антицерковные мероприятия активизировались. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, ограни чившую политические права духовенства. В пункте 13 главы V второго раздела Конституции говорилось, что «в целях обеспечения за трудящими ся действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Таким образом, в данной статье еще уравниваются права, хотя бы формально, сосуществования религиозной и атеистической идеологий. Власти было мало демонстрации своего «демо кратического» отношения к религии внутри страны, а потому был введен п. 21 гл. 5, гласивший, что РСФСР «предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религи озные преступления»3. В то же время часть населения в своей стране за определенное отношение к вере значительно ограничивалась в правах. Так, в 4-м разделе «Активное и пассивное избирательное право» в п. 65 гл. 13 сказано, «что не избирают и не могут быть избранными (даже если они и входят в категории рабочих и служащих, занятых в торговле, промышлен ности, сельском хозяйстве и пр.) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов»4. В результате, признавая в п. 64 избирательные права всех граждан независимо от их вероисповедания, государство лиша ло духовных наставников верующих таких прав, поставив их в один ряд с живущими на нетрудовые доходы, частными торговцами, агентами цар ской полиции и жандармами, использующими наемный труд, душевно больными и осужденными преступниками3. 1 Алексеев В.А. Указ. соч. С. 47, 48; Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). М., 1991. С. 14. 2 Одинцов М.И. Указ. соч. С. 14, 15; Кривова Н.А. Указ. соч. С. 13. Васильева И.Г. Российское государство и религии (1917-20-е гг.). Уфа, 1998. С. 70. Цит. по: Васильева И.Г. Указ. соч. С. 70. Васильева И.Г. Указ. соч. С. 70. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz