Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Близкой точки зрения придерживаются протоиерей В. Цыпин, Н.А. Кривова, А.А. Алов, Н.Г. Владимиров, Ю.Ф. Козлов, В.А. Алексеев, которые отмечают, что за вполне демократическими принципами провоз­ глашения свободы совести и уравнения в правах верующих различных конфессий и групп иными его статьями в жизнь проводилась доктрина, на­ целенная на уничтожение Церкви как института и на ликвидацию духовен­ ства как сословия. Борясь с Церковью как с идеологическим противником, власть признавала ее де-факто, игнорируя религиозные организации де- юре1. А. Красиков отмечает, что режим государственного атеизма «...за­ имствовал многие черты государственного православия царской эпохи, в том числе, официальное единомыслие, стремление максимально расши­ рить “каноническую территорию” и обратить в свою “веру” другие страны и народы, строгую иерархичную организацию своей структуры»'. Постановление же Священного Собора по поводу декрета «Об отде­ лении церкви от государства и школы от церкви» наиболее четко и пре­ дельно ясно выразило отношение Церкви к нему: «...декрет... представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения» (25 января (7 февраля) 1918 г.)3. За любые попытки его проведения в жизнь полагалась кара для виновных, вплоть до отлучения от Церкви. Через два дня после вышеуказанного постановления появляется и воззвание Священного Собора «К православному народу», в котором со­ держался призыв ко всем верующим объединяться вокруг своих храмов и пастырей в «...союзы для защиты заветных святынь...»4. Вслед за воззванием в разных городах страны прошли многолюдные крестные ходы, на которых возносились молитвы о спасении Церкви. Одна­ ко не везде они прошли мирно. В Нижнем Новгороде, Харькове, Саратове, Владимире, Воронеже, Туле и Вятке, устроенные без разрешения местных властей, они вызвали столкновение с последними и привели к гибели людей5. Такая позиция Церкви и массовая поддержка ее населением настой­ чиво требовали образования специального органа государственного управ­ ления, который бы взял на себя проведение в жизнь декрета. По решению Совнаркома РСФСР в апреле 1918 г. была создана Межведомственная ко­ миссия при Наркомюсте из представителей комиссариатов и ряда Церквей ! Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917-1990: Учеб. для правосл. духовных семинарий. М., 1994. С. 29, 30; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. М., 1997. С. 12; Православие в России... С. 105, 106; Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск, 1995. С. 230; Алексеев В.А. Указ. соч. С. 40, Красиков А. О социальной доктрине Русского православия // Православие и католи- 3 чество: социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. М., 1998. С. 18. Русская Православная Церковь в советское время С 115 4 Там же. С. 116. Цыпин В. История Русской Православной Церкви... С. 30. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz