Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
дой, целью которой было ниспровержение альтернативной коммунистиче ской доктрине идеологии христианства1. Лишь с начала 1930-х гг. в исследованиях наметились новые мето дологические ориентиры, появилось серьезное осмысление проблем про исхождения христианства, его социальной доктрины с позиций науки, а не агитации и пропаганды (что в большей степени, однако, коснулось про блематики раннего христианства нежели взаимодействия Церкви и госу дарства в Х -ХХ столетиях). Задачи многих исследований сводились к подтверждению деклара тивных заявлений партийных и государственных органов власти о том, что в СССР восторжествовала полная свобода совести и демократический принцип отделения Церкви от государства. Историография первых лет советской власти, даже рассматривая дореволюционный период истории РПЦ, пыталась представить ее в начале XX в. неким оплотом самодержавия, противящимся любым, даже органи зационным, структурным реформам, как в светской, так и церковной жиз ни. Церковь и духовенство назывались крупными эксплуататорами, тю ремщиками и палачами, рассадниками мракобесия2. Все проявления отношений власти и Церкви в период 1917-1930-е гг. рассматривались в литературе этого времени с позиции го сударственной и партийной власти, а потому получали порой прямо про тивоположные действительности оценки. Например, гонения на верующих в СССР отрицались, равно как и притеснение религиозных общин и иных церковных организаций; в годы Гражданской войны Церковь называлась исключительно пособницей ин тервентов и белогвардейцев, причислялась к стану контрреволюционеров, позднее обвинялась в нежелании оказывать помощь голодающим Повол жья; обновленцы рассматривались как выразители интересов трудящегося населения и т.п. Большинство исторических трудов напоминали пасквили и агитки. Главными темами в них стали позиция Церкви во время Гражданской вой ны, обвинительный процесс по делу Патриарха Тихона, борьба «тихонов ской» и обновленческой Церкви, вопросы антирелигиозной пропаганды, насущная необходимость которой признавалась в 1920-1940-е гг.3 1 Кузь В.В. Становление советской науки о раннем христианстве (1920-е гг.) // История идей и история общества: Материалы VIII Всероссийской научной конференции (г. Нижневартовск, 15-16 апреля 2010 г.) / Отв. ред. В.Н. Ерохин. Нижневартовск, 2010. С. 245-248. Базанов А.Г., Казанский Н.Р. Миссионеры и миссионерские школы на Севере. Ар хангельск, 1936; Артамонов Д.С. Северные церковники на службе у царизма. Архан гельск, 1940. з Лукин Н. Революция и церковь. М., 1923; Ярославский Е.М. Против религии и церк ви. Т. 1. Октябрьская революция. Религия и церковь. М., 1932; Боговой И.В. Церков ная революция: К расколу среди православного духовенства. Архангельск, 1922; 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz