Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
направлено специальное циркулярное письмо «Об отношении к религиоз ным обществам», в котором отмечалось, что декрет «...заложил прочное ос нование освобождению трудовых масс от насильственного навязывания... вероучений, и верующим и их обществам декрет обеспечил полную воз можность думать, верить и учить согласно внутреннему убеждению...»1. Подобный взгляд на значение декрета надолго укрепился в советской правовой и исторической литературе. Главным образом подчеркивалась «освободительная» роль нового законодательства: советская власть «...борется лишь за то, чтобы церковь, религия, духовенство перестали быть орудием государственной власти, порабощения и эксплуатации не имущих...», «...отказывается использовать это старое орудие управления (Церковь. - Ю .Б .) и господства над массами...». Отмечалось, что декрет выбил материальную почву из-под ног православного духовенства, покон чил с феодальными пережитками взаимоотношений Церкви и государства, определил подчиненное светским законам место Церкви в обществе, отме нил «поповские сборы» за регистрацию актов гражданского состояния2. Зарубежные авторы (русские эмигранты, англоязычные и немецкие исследователи, прежде всего) однозначно дают отрицательную оценку декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»3. Представляет интерес анализ указанного Декрета, выполненный В. Ру саком (Степановым). Он отмечает, что в декрете не устанавливалось никако го переходного периода между старым и новым положением Церкви в госу дарстве, не давалось никаких указаний о его проведении в жизнь (лишь в августе 1918 г. будет опубликована инструкция по осуществлению нового закона на практике. -Ю .Б .) . Юридическая неопределенность формулировок статей декрета приводила к злоупотреблению на местах. Церковь приравни валась к частным обществам (закон о которых был принят лишь в сороковые годы), но в то же время лишалась прав юридического лица и собственности4. Русская Православная Церковь в советское время... С. 113-115; Шкаровский М.В. 2 Указ. соч. С. 73-74; ГАМО. Ф. Р-74. Оп. 1. Д. 16. Л. 3. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 89. Оп. 4. Д. 1. Л. 1; Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. М., 1970. С. 194; Боговой И.В. Церковная революция: К расколу среди православного ду ховенства. Архангельск, 1922. С. 2, 3; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984. С. 46; Гордиенко Н.С. Указ. соч. С. 28, 29; Клочков В.В. Закон и религия. М., 1982. С. 141; Лукин И. Революция и церковь. М.. 1923. С. 30; Ярослав ский Е. Церковь и государство // ХХ-летие отделения церкви от государства. М.. 1938. С. 11; Олещук Ф. К 20-летию декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви // Там же. С. 32. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., •975. С. 34; Валентинов А. Черная книга. «Штурм н ебес»// Волга. 1991. № 5. С. 104. 105; Рар Г. (А. Ветров). Пленная Церковь. Франкфурт-на-Майне, 1954. С. 7. РусакВ. Пир сатаны. Русская Православная Церковь в ленинский период (1917-1924). Лондон (Канада), 1991. С. 9, 10, 80. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz