Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

В сентябре 1916 г. состоялся приезд владыки Нафанаила на Мурман­ ский берег, где он посетил г. Александровск и принял участие в закладке храма в г. Романове-на-Мурмане1. Подробно рассмотрев вопрос о том, какое место занимало правосла­ вие на Кольском полуострове, можно выделить ряд ключевых моментов, отличавших религиозную ситуацию здесь, на Крайнем Севере, от сложив­ шейся в России в целом, особенно в ее центральных губерниях. Во-первых, на Кольском полуострове в начале XX в. наблюдается более трепетное и внимательное отношение к Церкви. Это отчетливо про­ является в широко развернутом строительстве храмов и часовен, которое, что показательно, ведется в основном не по плану Священного Синода и не на средства казны, а «тщанием прихожан» (и по их инициативе), на по­ жертвования частных лиц (преимущественно местных), большинство из которых относится к крестьянскому сословию, т.е. далеко не к самому обеспеченному. Церковь по-прежнему занимает видное место в системе начального образования и просвещения населения края, как детского, так и взрослого. Здесь наблюдается меньший разрыв между духовенством и прихожанами, что подтверждается многочисленными просьбами открытия новых приходов, перенесения места жительства принтов и выделения но­ вых в отдаленные погосты, частыми «командировками» священников на побережье Мурмана для требоисправлений. В годы Первой мировой войны население края активно откликнулось на призыв Церкви к сбору пожерт­ вований в пользу воюющих и их семей, что опровергает тезис о повсеме­ стном резком охлаждении к вере в 1900-1917 гг. Некое снижение религи­ озности нашло свое проявление лишь в уменьшении активности населения в исполнении ряда таинств, однако проявлений отхода от Церкви, резких конфликтов верующих со священнослужителями, проявлений церковных расколов в регионе не наблюдалось. Во-вторых, Церковь на Кольском полуострове отнюдь не являлась «эксплуататором», «трутнем», «крупным землевладельцем». Хозяйствен­ ная жизнь принтов и церквей определялась в основном добровольно выде­ ляемыми прихожанами сенокосными и рыболовными угодиями. Крупного землевладения Церкви, за исключением Трифоно-Печенгского монастыря (14 тысяч десятин)2, на Кольской земле практически не было. Казенное жалованье священнослужителей, хотя и было несколько выше, чем по стра­ не, поглощалось более высокими ценами на продовольствие, предметы до­ машнего обихода, поездки по приходам и в отпуск на родину священников. 1 Дневник поездки Его Преосвященства, Преосвяшеннейшего Нафанаила, Епископа Архангельского и Холмогорского, от 17-го по 22-е июля т.г. на пароходе Мурманско­ го Товарищества «Сергей Витте» по Кандалакшской линии // Архангельские епархи­ альные ведомости. 1916. № 24 (15 декабря). С. 484^495. 2 Сиденснер А. Указ. соч. С. 56. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz