Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Хозяйственная деятельность монахов совместно с трудниками и бо гомольцами может рассматриваться не только как способ материального обогащения, но и как проявление смирения перед трудностями жизни в су ровом крае. Неслучайно член совета Министерства иностранных дел барон Ф.Р. Остен-Сакен, в представленной им записке после посещения мона стыря в 1906 г., выразился следующим образом: « ...я получил впечатле ние, что архимандрит Ионафан в устройстве монастыря успед приблизить ся к идеалу здоровой гражданской общины, на христианских началах в ко торой достигнуто счастливое сочетание строгого послушания и упорного труда, с истинною свободою каждого члена святой обители»1. Что же до перемещения колонистов, то материальные расходы по осуществлению этой деятельности взяли на себя монастырь и его мецена ты, при этом всем колонистам на новом месте жительства, преимущест венно в колонии Гагарке, были построены новые дома2. Семужьи промыс лы лопарского (саамского) населения, как уже отмечалось выше, поддер живали и государственные власти, и настоятель обители. Как отмечал анг лийский исследователь Дж. Пирсон, на Печенге никто не просит милосты ни, не выглядит голодным, у всех есть теплая одежда, в деревнях у населе ния есть достаток'1. В годы Первой мировой войны монастырь был примером успокоения для местных жителей, отправил на защиту родины своих монахов, по слушников и трудников призывного возраста, поставлял строительные ма териалы для устройства Мурманской железной дороги4. Вероятно, можно согласиться с точкой зрения адмирала А. Сиденс- нера, не потерявшей во многом актуальности и сегодня, что Трифоно- Печенгский монастырь «...служит живым свидетельством, что при свое временной нашей заботливости, мы могли бы и на всем Мурмане занимать подобающее нашему Отечеству положение, при котором нам не приходи лось бы относиться так завистливо к соседней маленькой Норвегии»...5 Завершая характеристику деятельности приходов и монастыря на Кольском Севере в начале XX столетия, хотелось бы обратить внимание на то, что правящие архиереи весьма внимательно относились к проблемам своих отдаленных приходов, старались лично посещать их, даже в услови ях военного времени. Своеобразным контролем за деятельностью принтов на территории Кольского Севера и попыткой по-настоящему проникнуться нуждами и 1 Цит. по: Сиденснер А. Указ. соч. С. 60-61; близкую к высказанным положительным оценкам монастыря позицию занимает священник Сергий (Поливцев) - см. выше упомянутую его работу. 2 Сиденснер А. Указ. соч. С. 50, 56. 3 Поливцев С., священник. Трифонов Печенгский монастырь. Мурманск, 2007. С. 126. 4 Там же. С. 128-132. 5 Сиденснер А. Указ. соч. С. 66. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz