Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Хозяйственная деятельность монахов совместно с трудниками и бо­ гомольцами может рассматриваться не только как способ материального обогащения, но и как проявление смирения перед трудностями жизни в су­ ровом крае. Неслучайно член совета Министерства иностранных дел барон Ф.Р. Остен-Сакен, в представленной им записке после посещения мона­ стыря в 1906 г., выразился следующим образом: « ...я получил впечатле­ ние, что архимандрит Ионафан в устройстве монастыря успед приблизить­ ся к идеалу здоровой гражданской общины, на христианских началах в ко­ торой достигнуто счастливое сочетание строгого послушания и упорного труда, с истинною свободою каждого члена святой обители»1. Что же до перемещения колонистов, то материальные расходы по осуществлению этой деятельности взяли на себя монастырь и его мецена­ ты, при этом всем колонистам на новом месте жительства, преимущест­ венно в колонии Гагарке, были построены новые дома2. Семужьи промыс­ лы лопарского (саамского) населения, как уже отмечалось выше, поддер­ живали и государственные власти, и настоятель обители. Как отмечал анг­ лийский исследователь Дж. Пирсон, на Печенге никто не просит милосты­ ни, не выглядит голодным, у всех есть теплая одежда, в деревнях у населе­ ния есть достаток'1. В годы Первой мировой войны монастырь был примером успокоения для местных жителей, отправил на защиту родины своих монахов, по­ слушников и трудников призывного возраста, поставлял строительные ма­ териалы для устройства Мурманской железной дороги4. Вероятно, можно согласиться с точкой зрения адмирала А. Сиденс- нера, не потерявшей во многом актуальности и сегодня, что Трифоно- Печенгский монастырь «...служит живым свидетельством, что при свое­ временной нашей заботливости, мы могли бы и на всем Мурмане занимать подобающее нашему Отечеству положение, при котором нам не приходи­ лось бы относиться так завистливо к соседней маленькой Норвегии»...5 Завершая характеристику деятельности приходов и монастыря на Кольском Севере в начале XX столетия, хотелось бы обратить внимание на то, что правящие архиереи весьма внимательно относились к проблемам своих отдаленных приходов, старались лично посещать их, даже в услови­ ях военного времени. Своеобразным контролем за деятельностью принтов на территории Кольского Севера и попыткой по-настоящему проникнуться нуждами и 1 Цит. по: Сиденснер А. Указ. соч. С. 60-61; близкую к высказанным положительным оценкам монастыря позицию занимает священник Сергий (Поливцев) - см. выше­ упомянутую его работу. 2 Сиденснер А. Указ. соч. С. 50, 56. 3 Поливцев С., священник. Трифонов Печенгский монастырь. Мурманск, 2007. С. 126. 4 Там же. С. 128-132. 5 Сиденснер А. Указ. соч. С. 66. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz