Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
альными потерями для последних1. А председатель Архангельского обще ства изучения Русского Севера В.В. Шипчинский и вовсе утверждает, что «...местное население не столько получало пользы от своего нового сосе да, сколько видело вреда и утеснений. Стремление энергичного игумена к расширению монастырских владений, его умение добиваться намеченных целей у власть имущих имело и свои печальные для края последствия... эти причины вызвали даже уход части русского населения с Западного Мур- мана (лишение лучших пространств населения Печенги, захват о-ва Мей- нике на Пазреке и т.п.). Нельзя одобрить хозяйничанья монастыря и на за хваченных под видом охраны Айновых островах». Он делает вывод о том, что деятельность монастыря должна послужить предостерегающим при мером для дальнейшего развития Кольского Севера, т.к. исполнение госу дарственных задач не может «...зиждиться на отдельных хотя бы и очень энергичных личностях или на бесконтрольно действующих организациях»2. Близкая к мнению В.В. Шипчинского точка зрения была высказана и Е.В. Гешиным, полагавшим, что монастырь устроился на отобранных у колонистов землях, стремился отнять у лопарей их исконные угодья - се мужьи тони, забирал все, что может понадобиться для собственного про цветания, ничего не предоставляя взамен. С другой точки зрения критикует деятельность о. Ионафана епископ Североморский и Умбский Мурманской и Мончегорской митрополии Мит рофан, соглашаясь отчасти с точкой зрения Е.В. Гешина, цитату из работы которого приводит в своей монографии. Владыка полагает, что кощунст венно оценивать значение обители для населения, рассматривая монастырь как образцовое «религиозно-сельско-промышленное хозяйство», ведь мо настырь - место, созданное, прежде всего, для молитвенных подвигов-’. С другой стороны, было бы несправедливо не замечать тот вклад, ко торый внес Трифоно-Печенгский монастырь в культурное и экономиче ское развитие Кольского Севера. Работа школ, находившихся под опекой монастыря способствовала повышению образовательного уровня населе ния, приток российских и зарубежных паломников в обитель способство вал распространению знаний об истории и духовной жизни края далеко за его пределами, опыт хозяйственной деятельности демонстрировал наличие возможностей для экономического развития края, факт существования крупного православного монастыря в совокупности с колонистскими посе лениями на границе России упрочивал положение государства на окраин ных территориях, препятствовал возникновению территориальных споров в данном регионе или, по крайней мере, сглаживал их решение. 1 РГИА. Ф. 796. Оп. 174 (II отд., 2 стол). Д. 1007. Л. 2. 2 ГААО. Ф. 5915. Оп. 1. Д. 4. Л. 204. Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переос мысления. Мурманск, 2003. С. 273, 274. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz