Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
многочисленных мастерских, хлебопекарни, квасоварни, бани с прачечны ми, скотный и конный дворы, устроен завод для гонки смолы и скипидара, небольшой лесопильный завод. О. Ионафан сумел получить в подарок от императора и морского ведомства две динамо-машины и обзавестись соб ственным электричеством, используя водяное колесо, установленное на р. Княжухе. Через овраги по болотам была построена отличная шоссейная дорога, 16 мостов, проведен водопровод1. Доход монастырю приносили промыслы: сбор морошки и гагачьего пуха (на Айновых островах с 50 бы ло разведено 1 500 гнезд диких птиц), которые отправлялись на продажу в соседнюю Норвегию, а вот лов семги и трески велся в основном для собст венного потребления. Правда, предпринимались попытки искусственного разведения семги, но вода в реке оказалась не совсем пригодной для этого занятия. Удалось о. Ионафану добиться и связи с внешним миром: при мо настыре действовала почтово-телеграфная контора и телефон2. Однако, несмотря на успехи обители и экономическое процветание монастыря, камнем преткновения оставались взаимоотношения о. Ионафа на с настоятелем Соловецкого монастыря, к которому был приписана Три- фоно-Печенгская обитель. Местным светским властям приходилось хода тайствовать за него перед обер-прокурорами Святейшего Синода. Архан гельский губернатор И.В. Сосновский писал в 1909 г. Н.В. Плеве: «Как это ни может показаться на первый взгляд странным, но... высоко полезная и глубоко симпатичная деятельность о. Ионафана является для него послед нее время источником немалых огорчений и неприятностей. Находятся та кие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мир ским» делом в ущерб духовному»3. Письмо-прошение поддержать деятельность о. Ионафана, особенно строительство грунтовых шоссейных дорог, нашло отклик в столице. О. Ионафана одобрил еще до этого обращения и председатель Совета Ми нистров П.А. Столыпин, который попросил его превосходительство С.М. Лукьянова разобраться в финансовых претензиях к Трифоно-Печенг- скому монастырю. Чуть позже, в письме на имя нового обер-прокурора Святейшего Синода Н.В. Плеве И.В. Сосновский отмечал об о. Иоанафане: «Не могу... не отметить, что затевая устройство дороги от монастыря до о. Чалмозера, он не преследует никаких материальных целей, а руково дствуется исключительно вполне нравственными идейными соображения ми о необходимости скорейшего укрепления русским элементом нашей государственной границы с Норвегией». На последнем замечании о необ 1 Корольков Н.Ф. Указ. соч. С. 76; Сиденснер А. Описание Мурманского побережья. СПб., 1909. С. 50-57; ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 7. Л. 1-140; ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. 2 Д. 17. Л. 3-6; ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 22. Л. 1-5, 47. Сиденснер А. Указ. соч. С. 57-59; Брейтфус Л.Л. Экспедиция для научно-промысло вых исследований Мурмана. СПб., 1906. С. 43, 44. 3 ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 22. Л. 28, 32. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz