Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
ные склады монастыря поражали своими размерами и количеством имев шихся товаров. В них было все, что требуется для монастырской братии и окружающего монастырь колонистского и лопарского населения... Ра душные хозяева не требовали от нас уплаты за проезд и угощение... Судя по объяснению о. Иоанафана, иерархические отличия членов оратии све дены до минимума. Все одинаково несут труд, все пользуются правом го лоса... Со стороны монахов, послушников и монастырских работников не было заметно и тени какого-либо раболепства или стеснения перед игуме ном... Эти люди на крайнем севере работали на общую пользу, идя по пу ти прогресса, и не ожидая для себя каких-либо наград...» . Кстати, хотелось бы особо подчеркнуть, что такое радушие в приеме распространялось на всех прибывавших в монастырь, даже на инославных гостей. Наиболее ярким примером добрососедских отношений в начале XX в. могут служить религиозные контакты архимандрита Ионафана, игу мена Трифоно-Печенгского монастыря, и лютеранского епископа третьего епископства Северной Норвегии Петра Вильгельма Крейнделя Бекмана (1906 г.). Последний был удивлен не только хорошо поставленной хозяй ственной жизнью монастыря, но и тем теплом и радушием, с которым его встретили на Кольской земле, разрешив даже принять участие в право славном богослужении'. Все эти успешные начинания тесно связаны с именем настоятеля мо настыря, о. Ионафана (1849-1915 гг.). Указом Святейшего Синода от 17 (30) сентября 1890 г. он был назначен строителем Трифоно-Печенгского монастыря, в 1896 г. был возведен в сан игумена, а 1901 г. - архимандрита. Будучи выходцем из крестьянской семьи Новгородской губернии1, он об ладал живым умом, организаторскими способностями и расторопностью в хозяйственной жизни. Когда монахи прибыли к месту, где оставались развалины прежнего монастыря, перед ними были только болотные трясины «до 2 саженей глу бины». Им пришлось отводить русло р. Манны, укреплять ее берега, про рыть канавы, прежде чем построить храм. Чтобы изучить оленеводство, о. Ионафан ездил в Ловозеро. Благодаря его трудам стадо оленей возросло с 18 до 1 ООО голов к 1900 г. Монахами было построено около 30 различ ных зданий, действовал кирпичный завод, производивший до миллиона штук кирпича. От монастыря до залива была проведена экипажная дорога, устроено молочное хозяйство и разведены огороды. Для приезжающих бо гомольцев был построен странноприимный дом (двухэтажный), здания Григорьев А.Д. Полярная обитель // Исторический вестник. 1407. № 1 (январь). С. 256, 257, 259, 260. Корольков И.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С. 117. Федоров П.В. Указ. соч. С. 53; прим. - более подробно сведения о биографии о. Ионафана и деятельности вверенной ему обители см. монографию; Поливцев С,, священник. Трифонов Печенгский монастырь. Мурманск, 2007. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz