Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

ной Кемско-Александровскому отделению Архангельского епархиального Училищного Совета, а в 1913 г. и вовсе закрылась, не просуществовав и года после смерти Д. Проташинского1. Помимо обучения школьников в церковно-приходских школах и училищах, священники принимали активное участие в поддержании тра­ диций проведения народных чтений. Так, в 1901 г. протоиерей Алексей Владимирович Шилов (настоятель Кольского собора) был определен законоучителем Кольского приходского училища и утвержден в звании заведующего народными чтениями в г. Ко­ ле. В 1902 г. народные чтения были открыты Комитетом попечительства о народной трезвости г. Александровска в Варзуге, Кузомени, Умбе и Тет- рино. На их проведение выделялись специальные средства, и выдавался проекционный аппарат с разными картинами. Обычно читались нравственные брошюры, исторические, из семей­ ного быта, из практики морского дела (Кузомень), о явлениях природы и популярной гигиене2. Народные чтения должны были просвещать в основном взрослое на­ селение и отвлекать его от такого весьма распространенного в то время на Кольской земле порока как пьянство. В приходах специально создавались общества трезвости. Так, в открытое еще в 1893 г. понойским священником Николаем Шмаковым общество трезвости записывалось ежегодно от 5 до 10 человек. После лекций о вреде пьянства некоторые крестьяне добровольно, «пред святым Евангелием и животворящим Крестом», давали обет на 2-3 года не употреблять вина. Сельский сход терских поморов в мае 1908 г., «приняв во внимание, что многие из населения злоупотребляют спиртными напитками, а от этого разоряется хозяйство... постановил ходатайствовать перед правительством о закрытии в селе Кузомени казенной пивной лавки... и о пресечении не­ законной торговли вином». Однако казна не захотела лишаться дохода и не поддержала весьма полезную инициативу3. Как уже ранее отмечалось, Архангельская Духовная Консистория рекомендовала «...пастырям церкви, вместе с настойчивым осуждением праздничного разгула, следует учить народ истинному, благочестному, Бо­ гу угодному провождению установленных Св. церковью праздников»4. Но, к сожалению, далеко не каждый священник являл собой образец достойно­ 1 Федоров П.В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.). Мурманск, 1996. С. 46, 49. 2 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 283. Л. 7об-8об; ГАМО. Ф. И-7. Оп. 1. Д. 89. Л. 6, 9; Уша­ ков И.Ф. По Терскому берегу // Советский Мурман. 1992. 11 июля. С. 3. Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский... С. 132; Его же. По Тер­ скому берегу // Советский Мурман. 1992. 11 июля. С. 3. 4 ГАМО. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 194. Л. 54. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz