Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

ВВЕДЕНИЕ Историография, источники и теоретико-методологические основы изучения государственно-церковных отношений в первой половине XX столетия: центр и регион Памяти моих родителей, Филипенко Петра Николаевича и Филипенко (Боевой) Людмилы Дмитриевны Отношения Церкви и государства в нашей стране в течение не­ скольких десятилетий рассматривались только с точки зрения атеистиче­ ских взглядов и задач антирелигиозной работы, факты о просветительской, благотворительной, социальной работе Русской Православной Церкви (РПЦ) в начале XX столетия, о массовых репрессиях в отношении духо­ венства и верующих в 1917-1940-х гг. замалчивались. В настоящее время проблема государственно-церковных отношений стала предметом острых дискуссий в обществе по вопросам о том, какое место должна занимать Церковь в современной России, как должны строиться отношения РПЦ и государства, может ли государство вмешиваться во внутренние дела Церк­ ви, какую роль может сыграть РПЦ в духовном возрождении страны и т.д. Ответы на эти вопросы не могут быть найдены без серьезного ана­ лиза исторического опыта государственно-церковных отношений. Особое значение приобретает изучение религиозной ситуации в России в первой половине XX в. В этот период оформились и реализовались на практике три модели государственно-церковных отношений: 1) тесный союз светской и церковной властей, засилье бюрократиче­ ского аппарата управления РПЦ, тотальное подчинение РПЦ госу­ дарству как плата за многочисленные привилегии в многоконфес­ сиональном государстве в начале текущего столетия; 2) демократическая модель государственно-церковных отношений, предполагавшая соблюдение принципов свободы совести и вероис­ поведаний, которая начала складываться в период Временного пра­ вительства; 3) новая волна государственного закрепощения Церкви, массовый тер­ рор против РПЦ и священнослужителей, верующих, закрытие хра­ мов, начиная с осени 1917 г., при декларации демократических принципов в отношениях Церкви и государства, эволюция государ­ ственной религиозной политики в сторону слома церковной струк­ туры и насильственного насаждения атеистической идеологии. Сегодня Россия идет по пути демократических реформ, разрабаты­ вает новую конфессиональную политику государства. В этих условиях 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz