Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Активную деятельность на ниве просвещения развернул и восста новленный в конце XIX столетия Трифоно-Печенгский монастырь. Возоб новление обители было связано как с решением внешнеполитических, эко номических, так и социальных, культурных задач на северных окраинных территориях нашей страны. Школа при Трифоно-Печенгском монастыре получала много лест ных отзывов. «Приятно видеть в школе отсутствие мертвящей дисципли ны... дозволяющей говорить детям только по вызову учителя. Это прояв ление формализма отсутствует в монастырской школе. Дети чувствуют се бя свободно и легко... Нет рабского следования обычным дидактическим шаблонам», - писал Н.Ф. Корольков1. Монастырская школа, появившаяся спустя несколько лет после вос становления обители, была прекрасно оснащена. Здесь были красочные карты Европы, мира, России, Палестины, пять карт по истории России в картинках, более двадцати различных портретов и картин по истории, бо лее пятидесяти - по Закону Божию. С книжного склада Училищного Сове та при Святейшем Синоде заказывали книги духовного содержания, труды по истории, географии, художественную, педагогическую, музыкально певческую литературу и книги по сельскому хозяйству. И это не считая выписываемых ежегодно газет, журналов, псалтырей, азбук, книг по арифметике и чтению! Для взрослых при монастыре читались лекции по религиозно-нравственному воспитанию, русской истории и словесности, по географии и естественной истории, против пьянства. Воскресные чте ния сопровождались показом картин с помощью проекционного фонаря. В. Блинов, посетивший монастырь в 1906 г., отмечал, что печенгской школе смело могут позавидовать учебные заведения центральных губер ний, не имеющие порой таких просторных светлых помещений, электри ческого освещения, библиотеки, хороших наглядных пособий2. Помимо собственно монастырской частной школы, где уроки вел специально нанятый учитель с университетским дипломом, Дмитрий Про- ташинский, Трифоно-Печенгская обитель опекала и начальные училища в Териберке и Баркино, с самого начала их строительства осуществляя кон троль за расходованием средств и ходом работ3. Однако после реформ 1905-1907 гг. церковно-приходские школы повсеместно были выведены из-под контроля Церкви и переданы в веде ние Министерства народного просвещения - школа в Баркино была пере дана ему в 1907 г. А монастырская частная школа в 1911 г. стала подотчет 1 Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифо ном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. СПб., 1908. С. 93. 2 ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 20. Л. 7-12; Ф. И-87. Оп. 1. Д. 26. Л. 60; Ушаков И.Ф. На Кольской земле. 2. Духовные // Советский Мурман. 1992. 29 декабря. С. 4; Блинов В. На Мурмане. Петроград, 1918. С. 18. 3 ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 23. Л. 1, 2, 17, 50. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz