Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Активную деятельность на ниве просвещения развернул и восста­ новленный в конце XIX столетия Трифоно-Печенгский монастырь. Возоб­ новление обители было связано как с решением внешнеполитических, эко­ номических, так и социальных, культурных задач на северных окраинных территориях нашей страны. Школа при Трифоно-Печенгском монастыре получала много лест­ ных отзывов. «Приятно видеть в школе отсутствие мертвящей дисципли­ ны... дозволяющей говорить детям только по вызову учителя. Это прояв­ ление формализма отсутствует в монастырской школе. Дети чувствуют се­ бя свободно и легко... Нет рабского следования обычным дидактическим шаблонам», - писал Н.Ф. Корольков1. Монастырская школа, появившаяся спустя несколько лет после вос­ становления обители, была прекрасно оснащена. Здесь были красочные карты Европы, мира, России, Палестины, пять карт по истории России в картинках, более двадцати различных портретов и картин по истории, бо­ лее пятидесяти - по Закону Божию. С книжного склада Училищного Сове­ та при Святейшем Синоде заказывали книги духовного содержания, труды по истории, географии, художественную, педагогическую, музыкально­ певческую литературу и книги по сельскому хозяйству. И это не считая выписываемых ежегодно газет, журналов, псалтырей, азбук, книг по арифметике и чтению! Для взрослых при монастыре читались лекции по религиозно-нравственному воспитанию, русской истории и словесности, по географии и естественной истории, против пьянства. Воскресные чте­ ния сопровождались показом картин с помощью проекционного фонаря. В. Блинов, посетивший монастырь в 1906 г., отмечал, что печенгской школе смело могут позавидовать учебные заведения центральных губер­ ний, не имеющие порой таких просторных светлых помещений, электри­ ческого освещения, библиотеки, хороших наглядных пособий2. Помимо собственно монастырской частной школы, где уроки вел специально нанятый учитель с университетским дипломом, Дмитрий Про- ташинский, Трифоно-Печенгская обитель опекала и начальные училища в Териберке и Баркино, с самого начала их строительства осуществляя кон­ троль за расходованием средств и ходом работ3. Однако после реформ 1905-1907 гг. церковно-приходские школы повсеместно были выведены из-под контроля Церкви и переданы в веде­ ние Министерства народного просвещения - школа в Баркино была пере­ дана ему в 1907 г. А монастырская частная школа в 1911 г. стала подотчет­ 1 Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифо­ ном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. СПб., 1908. С. 93. 2 ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 20. Л. 7-12; Ф. И-87. Оп. 1. Д. 26. Л. 60; Ушаков И.Ф. На Кольской земле. 2. Духовные // Советский Мурман. 1992. 29 декабря. С. 4; Блинов В. На Мурмане. Петроград, 1918. С. 18. 3 ГАМО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 23. Л. 1, 2, 17, 50. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz