Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
сорока лет провел в пограничном Пазрецком приходе. Ему принадлежит честь открытия первой русской школы для лопарских детей на Мурмане, причем такой, что они могли заниматься в ней на протяжении 4-5 лет без отрыва от своих родителей (в зимнем погосте). Воспитанники о. Констан тина охотно посещали занятия, хорошо усваивали материал. В помощь своим ученикам К.П. Щеколдин специально составил и издал в Архангель ске «Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской гу бернии». Большинство из его воспитанников хорошо владели к концу обу чения не только родным и русским, но и норвежским или финским языка ми. О. Константин сам безвозмездно преподавал в церковно-приходской школе, а также осуществлял как местный пастырь и религиозное воспита ние. Чтобы духовное образование было легко усваиваемым, он вместе со своей женой перевел на лопарский язык Евангелие от Матфея. «За рев ность и усердие» на пользу этой школы о. Константину было преподано епископское благословение с грамотою1. К.П. Щеколдин много сделал как собиратель лопарского фольклора. Он собрал и обработал лопарские сказки, легенды и сказания, которые бы ли опубликованы в петербургском журнале «Живая старина». Знание ло парских диалектов помогало ему общаться как с местными жителями, так и сохранять для их потомков в письменном виде богатейший культурный материал. С 1894 г. Щеколдин состоял членом переводческой комиссии при совете Архангельского Комитета Православного Миссионерского об щества для перевода на местные «инородческие наречия» богослужебных и иных книг. За перевод вышеупомянутого Евангелия отца Константина удостоили звания почетного члена этого комитета. Благодаря усилиям Щеколдина грамотность среди лопарей к концу XIX - началу XX вв. дос тигла 30 процентов, что было самым высоким показателем на территории края2. Статс-секретарь Великого княжества Финляндского отмечал, что о. Константин «...бы л не только духовным пастырем вверенного ему стада. Он усердно вникал и в материальные нужды своих прихожан и с успехом защищал этих бесхитростных детей природы от покушения на их имуще ственные права со стороны ловких и предприимчивых норвежцев»3. Постоянную заботу проявлял Константин Прокопьевич о сохранении историко-архитектурного памятника Пазрецкого прихода - о церкви Бори са и Глеба, —о сохранении культурного наследия лопарей. В 1904 г. Сове 1 Ушаков И.Ф. Жизнь посвятивший лопарям // Полярная правда. 1995. 15 сентября. С. 4; Его же. На Кольской земле. 2. Духовные // Советский Мурман. 1992. 29 декабря. С. 4; Мацак В. К.П. Щеколдин и церковь Бориса и Глеба // Рыбный Мурман. 1992. 10 июля. С. 13; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 283. Л. 29об. Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский... С. 135, 136; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1.Д. 283. Л. 92об. 3 РГИА. Ф. 799. Оп. 31. Д. 74. Л. 1. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz