Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

женских епархиальных училищ Анна Синцова, Ольга Галактионова, Тать­ яна Подоксенова, имевшие звание «домашняя учительница»1. В Кашкаран- ском приходе работал Петр Лысков, окончивший Воскресенское двух­ классное училище со званием учителя2. Но в колониях на побережье зачас­ тую обходились без нанимаемых учителей. Например, в Териберке в мест­ ной школе грамоты учителем более 15 лет был псаломщик Федор Иванов, а законоучителем - священник о. Лавр Сперанский ’. За работу по распространению грамотности многие священники и псаломщики получали вполне заслуженные награды. Священник Печенг- ского прихода о. Василий Спасский получил в 1900 г. архипастырское бла­ гословение и грамоту, а спустя семь лет и серебряную медаль на александ­ ровской ленте по народному образованию за усердное обучение детей в школе, а псаломщик Кузоменского прихода Ваюшин был награжден за усердное обучение детей в Понойской церковно-приходской школе грамо­ той епископа Михея (1912 г.)4. Наиболее известными просветителями местного, в том числе лопар­ ского, населения на рубеже XIX-XX вв. стали священники о. Георгий Те­ рентиев и о. Константин Щеколдин. Помимо преподавательской деятель­ ности, они много времени отдавали изучению истории края, сбору этно­ графического, фольклорного материала. О. Георгий нес свою пастырскую службу в разных приходах Коль­ ского Севера: в Нотозерском, Ловозерском, Печенгском, в г. Коле. Он все­ сторонне изучил быт населения полуострова и явился автором содержа­ тельных краеведческих работ «Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском берегу», «О русской колонии в Лапландии» (история Колы), «О колонизации Мурманского берега», которые получили высокую оценку исследователей Севера. Г. Терентиев регулярно посылал корреспонденции в «Архангельские епархиальные ведомости», в губернский статистический комитет, на этнографические выставки в Архангельске и Москве3. Кстати, в «Архангельских епархиальных ведомостях» помещали труды не только известных священников-просветителей, но и молодых настоятелей храмов. Например, о. Николай Павловский опубликовал интересный исторический очерк о Кандалакшском монастыре, написанный для этой газеты по распо­ ряжению архиепископа Макария в 1906 г.6 Безусловно, особого внимания заслуживает личность уже упомяну­ того священника Константина Прокопьевича Щеколдина, который более 1 Ушаков И.Ф. По Терскому берегу // Советский Мурман, 1992. 3, 15, 16 июля. С. 3. 2 ГАМО. Ф. И-б. Оп. 1. Д. 129. Л. 4-5. 3 ГАМО. Ф. И-34. Оп. 1. Д. 28. Л. 1. 4 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1.Д . 313. Л .40-41об;ГАМ О . Ф. И-67. Оп. 1. Д. 3. Л. ЗОоб. 3 Ушаков И.Ф. На Кольской земле. 2. Духовные // Советский Мурман. 1992. 29 декаб­ ря. С. 3. 6 Кандалакшская старина // Нива. 1991. 6 апреля. С. 3. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz