Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
постоянное местожительство в г. Александрове^ Открытию кирхи в нема лой степени способствовало решение Архангельской Духовной Консисто рии от 2 (15) марта 1900 г. на основе отчета благочинного о. Алексея Ши лова о том, что открытие лютеранского прихода не нанесет православной вере вреда. При этом, безусловно, подчеркивалось, что любая проповедни ческая или иная миссионерская работа лютеранских священников среди православных недопустима1. Большая часть священников, привлеченных к вопросу об открытии лютеранского прихода (протоиереи Георгий Терентиев, Алексей Шилов, Александр Попов, игумен Трифоно-Печенгского монастыря) склонялась к положительному решению вопроса об открытии лютеранского прихода для колонистов из Финляндии и Норвегии, объясняя, что это приведет их образ жизни в соответствие с нормами христианской морали, прикрепит к новому для некоторых из них отечеству. Однако некоторые, как например, о. Константин Щеколдин из Пазрецкого прихода, полагали, что симпатий к России переселенцы не имеют, часто выступают против решений местных властей, что открытие прихода может привести к стеснению жизни рус ских людей на Мурманском берегу и что власти в Варде тоже не спешат с открытием прихода для проживающих там православных. Духовенство Мурманского края помимо богослужений и миссионер ской работы вело среди прихожан и активную просветительскую деятель ность. Десятки церковно-приходских школ помогали местным жителям овладевать грамотностью, расширяли их кругозор, давали первоначальное образование. В 1913 г. на территории Александровского уезда работали 14 цер- ковно-приходских школ, в которых обучалось 348 детей. Несмотря на ог раниченность знаний, даваемых учащимся, эти школы способствовали распространению грамотности и повышению нравственности прихожан3. Практически во всех из них занятия по Закону Божию велись священника ми или псаломщиками местных приходов, на которых иногда возлагалась обязанность и по проведению уроков арифметики, чтения, письма. Однако следует отметить, что в начале XX в. даже в церковно-приходские школы, не говоря уже о школах Министерства народного просвещения, стали ста раться приглашать профессиональных учителей, оставляя за Церковью лишь вопросы духовного, религиозного воспитания. Так, в Чапомском, Умбском, Тетринском приходах занятия со школьниками вели выпускники 1 ГАМО. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 194. Л. 1, 1об, 54; ГАМО. Ф. М-34. Оп. 1. Д. 21. Л. 2, 17; ГАМО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 133. Л. 82, 83; ГАМО. Ф. И-30. Оп. 1. Д. 72. Л. 11; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 218. Л. 1, 1об; Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досо ветский период... С. 141; Государственный архив Архангельской области (ГАЛО). Ф. 29. Оп. 1.Т. 1. Д. 812. Л. Зоб. 2 ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 889. Л . 6, боб, 11, 11 об, 24-26. 3 Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский... С. 129. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz