Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

на достаточно частые посещения мещанами и крестьянами богослужений, они смотрят на призыв к исполнению христианского долга равнодушно1. В ответ на такое положение дел из Архангельской Духовной Конси­ стории в приходы Кольского Севера стали направляться специальные предписания. Так, в январе 1901 г. принтам Териберского и Варзужского приходов рекомендовалось проводить с прихожанами чтения о приготов­ лении к исповеди и причастию, устраивать беседы с верующими, произно­ сить в церкви свято-отеческие поучения, побуждать нерадивых к исполне­ нию христианского долга через их близких и родных, не прибегая ни в ко­ ем случае к «полицейским строгим мерам» (!). Советовали также посещать на дому упорно не желавших приступать к исповеди и причастию, предва­ рительно упомянув о них по окончании службы как о нерадивых в испол­ нении христианского долга. Указ-предписание из Архангельской Духов­ ной Консистории от 9 ноября 1904 г. подчеркивал: «...пастырям церкви вместе с настойчивым осуждением праздничного разгула, следует учить народ истинному, благочестному, Богу угодному препровождению уста­ новленных Святой церковью праздников». Самим же священникам вменя­ лось благоговейное исполнение богослужений, отзывчивость на религиоз­ ные нужды прихожан, повышение своего уровня путем самообразования2. Еще одной проблемой в распространении вероучения в губернии становилась проблема раскольников. К маю 1911 г. в Архангельской гу­ бернии насчитывалось более одиннадцати тысяч старообрядцев различных толков. И хотя для нашего края проблема эта остро не стояла, все же епар­ хиальные власти сочли необходимым напомнить о мерах по укреплению православия. Предложено было заводить в приходах библиотеки-читальни для народа с книгами, брошюрами, журналами миссионерского содержа­ ния, с церковных кафедр раскрывать в проповедях и внебогослужебных собеседованиях пагубность раскола и более подробно уяснять истины пра­ вославной веры, устраивать религиозно-нравственные беседы по деревням, создавать кружки ревнителей православия и т.д. Опасалась Архангельская Духовная Консистория и инославного влияния на местное лопарское и русское православное население. Если учесть, что, например, в Мурманско-Колонистской волости в 1905 г. число колонистов-лютеран явно преобладало над православными (966 человек против 668), то можно понять тревоги духовенства, когда встал вопрос об открытии самостоятельного лютеранского прихода в Ура-губе и г. Алек- сандровске. В 1874 г. в колонии Ура-Губе, населенной преимущественно финнами и норвежцами, возникла лютеранская часовня, а в 1905 г. на Мурмане был открыт особый евангелическо-лютеранский приход во главе с пастором Андреем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на 1 Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский... С. 142. 2 ГАМО. Ф. И-8. Оп. 1.Д . 194. Л. 1, 1об; ГАМО. Ф. И-34. Оп. 1.Д . 21. Л. 2, 17. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz