Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
на достаточно частые посещения мещанами и крестьянами богослужений, они смотрят на призыв к исполнению христианского долга равнодушно1. В ответ на такое положение дел из Архангельской Духовной Конси стории в приходы Кольского Севера стали направляться специальные предписания. Так, в январе 1901 г. принтам Териберского и Варзужского приходов рекомендовалось проводить с прихожанами чтения о приготов лении к исповеди и причастию, устраивать беседы с верующими, произно сить в церкви свято-отеческие поучения, побуждать нерадивых к исполне нию христианского долга через их близких и родных, не прибегая ни в ко ем случае к «полицейским строгим мерам» (!). Советовали также посещать на дому упорно не желавших приступать к исповеди и причастию, предва рительно упомянув о них по окончании службы как о нерадивых в испол нении христианского долга. Указ-предписание из Архангельской Духов ной Консистории от 9 ноября 1904 г. подчеркивал: «...пастырям церкви вместе с настойчивым осуждением праздничного разгула, следует учить народ истинному, благочестному, Богу угодному препровождению уста новленных Святой церковью праздников». Самим же священникам вменя лось благоговейное исполнение богослужений, отзывчивость на религиоз ные нужды прихожан, повышение своего уровня путем самообразования2. Еще одной проблемой в распространении вероучения в губернии становилась проблема раскольников. К маю 1911 г. в Архангельской гу бернии насчитывалось более одиннадцати тысяч старообрядцев различных толков. И хотя для нашего края проблема эта остро не стояла, все же епар хиальные власти сочли необходимым напомнить о мерах по укреплению православия. Предложено было заводить в приходах библиотеки-читальни для народа с книгами, брошюрами, журналами миссионерского содержа ния, с церковных кафедр раскрывать в проповедях и внебогослужебных собеседованиях пагубность раскола и более подробно уяснять истины пра вославной веры, устраивать религиозно-нравственные беседы по деревням, создавать кружки ревнителей православия и т.д. Опасалась Архангельская Духовная Консистория и инославного влияния на местное лопарское и русское православное население. Если учесть, что, например, в Мурманско-Колонистской волости в 1905 г. число колонистов-лютеран явно преобладало над православными (966 человек против 668), то можно понять тревоги духовенства, когда встал вопрос об открытии самостоятельного лютеранского прихода в Ура-губе и г. Алек- сандровске. В 1874 г. в колонии Ура-Губе, населенной преимущественно финнами и норвежцами, возникла лютеранская часовня, а в 1905 г. на Мурмане был открыт особый евангелическо-лютеранский приход во главе с пастором Андреем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на 1 Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский... С. 142. 2 ГАМО. Ф. И-8. Оп. 1.Д . 194. Л. 1, 1об; ГАМО. Ф. И-34. Оп. 1.Д . 21. Л. 2, 17. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz